Феномен «фейк» в системе видов речевого воздействия
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Феномен «фейк» в системе видов речевого воздействия

УДК 811.161. 1’27 (075.8)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-63-74

Феномен «фейк» в системе видов речевого воздействия

Авторы: Д.И. Ляшенко, В.Ю. Меликян


Получена: 21.07.2021 Принята: 18.08.2021 Опубликована онлайн: 25.09.2021

Резюме: Статья посвящена определению лингвистического статуса феномена «фейк», исследованию источников его деструктивности как одного из видов речевого воздействия. В работе рассматриваются речевые модели аргументации, убеждения, коммуникативного давления и фейка с целью установления ряда их дифференциальных и интегральных признаков, отграничения фейка от смежных лингвистических явлений. Материалом для исследования послужили Интернет-страницы печатных и сетевых СМИ разного уровня и формата, блогов, функционирующих в рамках общественного дискурса. В качестве основы для анализа принят подход разграничения нормы языковой и риторической, в соответствии с которым аргументацию следует рассматривать как корректный нериторический тип воздействия. В свою очередь, в качестве риторических видов речевого воздействия следует рассматривать убеждение, реализующееся как корректное риторическое воздействие, коммуникативное давление и фейк, являющиеся некорректными (деструктивными) риторическими видами речевого воздействия. Анализ компонентов речевой модели данных лингвистических явлений и установление источников их деструктивности позволяет более четко определить статус фейка как отдельного вида речевого воздействия. Делается вывод о том, что от аргументации фейк отличается наличием пафоса в структуре речевой модели воздействия; от аргументации и убеждения – имплицитным характером интенции и деструктивной коммуникативной направленностью. Фейк также следует отграничивать от коммуникативного давления, опираясь на следующие положения: фейк – это недостоверная информация, а также имплицитная форма интенции; коммуникативное давление – это превышение допустимой нормами морали и этики меры воздействия, а также эксплицитная форма интенции.

Ключевые слова: фейк, убеждение, коммуникативное давление, аргументация, речевое воздействие, логос, этос, пафос, деструктивность

Для цитирования: Ляшенко Д.И., Меликян В.Ю. Феномен «фейк» в системе видов речевого воздействия. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 63–74

For citation: Lyashenko D.I., Melikyan V.Yu. “Fake” Phenomenon in the System of Types of Linguistic Manipulation. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 3, pp. 63–74 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Д.И. Ляшенко1, В.Ю. Меликян2*

1, 2 Южный федеральный университет,
344082, Ростов на-Дону, Российская Федерация, ул. Большая Садовая, 33;
1ORCID ID: 0000-0002-6219-3210; Researcher ID: С-4771-2017;
2ORCID ID: 0000-0003-0166-6106
*e-mail: melikyanv@mail.ru


Список литературы:
1. Джиоева А.А., Стрельникова О.Ф. Глобальность метафоры семья в политическом дискурсе. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2016;1:83-90. 
2. Аристотель. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000.
3. Седов К.Ф. Дискурс как суггестия: Иррациональное воздействие в межличностном общении. М.: Лабиринт; 2011.
4. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: Флинта; 2008.
5. Стернин И.А. Основы речевого воздействия. Воронеж: Истоки; 2012.
6. Шилихина К.М. Коммуникативное давление в русской коммуникативной культуре. Проблема национальной идентичности в культуре и образовании России и Запада. Воронеж: ВГУ; 2000;1:62-70.
7. Меликян В.Ю., Трофимова В.А. О лингвистическом статусе феномена «коммуникативное давление». Язык и право: актуальные проблемы взаимодействия. 2019;9:26-33.
8. Трофимова В.А. Риторические и нериторические виды речевого воздействия. Modern science. 2021;2(2):281-286. 
9. Голоднов А.В. Перуазивная коммуникация: стратегии и тактики воздействия (на материале современной немецкоязычной рекламы). СПб.: Астерион; 2010.
10. Леонтьев А.Н. Некоторые психологические вопросы воздействия на личность. Проблемы научного коммунизма. 1968;2:30-42.
11. Grice HP. Logic and conversation. Syntax and semantics, ed. by P. Cole and J. L. Morgan, N. Y., Academic Press, 1975;3:41-58. Mode of access: http://kant.narod.ru/grice.htm#_ftn1. Ссылка активна на 10.07. 2021.
12. «Волонтеры раздают пропитанные наркотиками маски»: Развенчиваем «страшилку», которая расползается по соцсетям. Доступно по ссылке: https://www.kp.ru/daily/217196/4306643/. Ссылка активна на 10.07.2021.
13. «Спор между сторонниками и противниками формы – это спор тупоконечников и остроконечников». Доступно по ссылке: https://mel.fm/shkolnaya_forma/916245-school_form. Ссылка активна на 10.07.2021.
14. Демидов И.В. Логика. Под общ. ред. Б.И. Каверина. М.: Юриспруденция; 2000.
15. Блог Артемия Лебедева. Мудрость предков. Доступно по ссылке: https://blog.tema.ru/7bi7ItvuJ. Ссылка активна на 10.07.2021.


Количество показов: 448

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх