Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.111’42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-3-52-62

Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении

Авторы: Е.Ю. Ильинова, Т.Н. Цинкерман


Получена: 19.07.2021 Принята: 16.08.2021 Опубликована онлайн: 25.09.2021

Резюме: Коммуникативная тональность рассматривается как стиль высказывания, выражающий не только мнение о теме разговора, но отношение к состоянию межличностных отношений с партнером, как способ самопрезентации личности в общении, она дополняет пропозицию высказывания с помощью выбора языковых средств передачи серьезных, презрительных, враждебных, шутливых, ироничных и иных эмоциональных оттенков речи. Данное исследование направлено на решение следующих задач: рассмотреть содержание понятия «коммуникативная тональность» и уточнить методологические подходы к его описанию в теории дискурса и межкультурной коммуникации; охарактеризовать коммуникативную тональность запрета как один из аспектов прагматической стилистики общения и уточнить приемы ее реализации в англоязычной традиции воспитывающего диалога. На основании проведенного анализа доказано, что коммуникативная тональность запрета как череды регулирующих речевые действия, нацеленных на создание символического препятствия, ограничение свободы действий и поступков ребенка, в англоязычной традиции воспитывающего общения отличается прагмастилистической пластичностью, что выражено в динамическом единстве конвенций жанрового канона воспитательного запрета, нацеленного на социализацию личности, и вариативности вербального выражения прямого и косвенного волевого давления на воспитываемого с помощью тактик патерналистской и либерально-демократической митигации или авторитарной интенсификации. Основными средствами митигации запрета являются модальные глагольные предикаты и условные синтаксические конструкции предложений, с помощью которых взрослый разъясняет причины отказа и запрета, ссылаясь на свой статус, приводит разумные аргументы, описывает свое психоэмоциональное состояние грусти и разочарования из-за неподобающего поведения ребенка; чередование серьезной и дружелюбной тональностей позволяет взрослому варьировать вертикальные и горизонтальные векторы социального дистанцирования при общении с ребенком. Авторитарная интенсификация проявляется в моделировании вертикального вектора доминирования с помощью речевых актов строгого запрета, отказа, не допускающего возражений.

Ключевые слова: прагматика, коммуникативная тональность, воспитательный дискурс, речевой акт, запрет, митигация, интенсификация

Для цитирования: Ильинова Е.Ю., Цинкерман Т.Н. Прагматика коммуникативной тональности запрета в англоязычном воспитывающем общении. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №3. С. 52-62

For citation: Ilyinova E.Yu., Tsinkerman T.N. Pragmatics of Communicative Tonality in Prohibiting Acts in English Educative Converse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 3, pp. 52–62 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Е.Ю. Ильинова¹*, Т.Н. Цинкерман²

¹,²Волгоградский государственный университет, 
400062, Волгоград, Российская Федерация, пр-т Университетский, 100;
¹ORCID ID: 0000-0002-3310-4020; Researcher ID: A-6152-2017;
 ²ORCID ID: 0000-0002-0258-974X; Researcher ID: Y-3926-2018
*e-mail: ilynov@volsu.ru


Список литературы:
2. Карасик В.И. Языковая пластика общения. Волгоград: Парадигма; 2017. 
3. Шаховский В.И. Меняющаяся картина мира в динамике языка и речи. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2015;1(25):7–20. DOI: http://dx.doi.org/10.15688/jvolsu2.2015.1.1
4. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса. М.: Гнозис; 2007. 
5. Astafurova TN., Olyanich AV. Semiolinguistics of protective communication. Science journal of Volgograd State University. Linguistics. 2019; 3 (18): 172–181. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.3.14
6. Ленец А.В., Овсиенко Т.В., Эксузян А.С. Дискурсивное конструирование национальной идентичности в немецкоязычном новогоднем обращении. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 73-83. DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-73-83
7. Бузинова Л.М. Языковая идентичность: российский и немецкий преподаватель. М.: Спутник; 2020. 
8. Leontovich O.A. The all-seeing eye of the city from the perspective of urban communication studies. Science journal of Volgograd State University. Linguistics. 2018; 4 (17): 206–213. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2018.4.20 
9. Chen Fachun, Leontovich O.A. A tale of two cities: historical narratives in the Russian and Chinese urban landscapes. Science journal of Volgograd State University. Linguistics. 2020;2(19):78–85. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu 2.2020.2.7. 
10. Карасик В.И. Языковые ключи. М.: Гнозис; 2009. 
11. Карасик В.И., Слышкин Г.Г. Тенденции развития современного дискурса. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021; 1: 14–31. DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-14-31
12. Карасик В.И. Дискурсивное проявление личности. Russian Journal of Linguistics. 2016; 4 (20): 56-77. DOI: 10.22363/2312-9182-2016-20-4-56-77. 
13. Дементьев В.В. Теория речевых жанров. М.: Знак; 2010. 
14. Тупикова С.Е. Понятие коммуникативной тональности (модальность и тональность). Вестник ТГУ. 2010; 1 (81): 247-251. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kommunikativnoy-tonalnosti-modalnost-i-tonalnost. Ссылка активна на: 19.06.2021.
15. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей. Коммуникативно-культурологический аспект. М.: Русские словари; 1999. 
16. Федосюк М.Ю. Исследование средств речевого воздействия и теория жанров речи. Жанры речи. 1997;1:66-87. Доступно по: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=36422397. Ссылка активна на: 19.06.2021.
17. Карасик В.И. Коммуникативная тональность. Вестник СОГУ. 2008; 4: 20–29. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12517568. Ссылка активна на: 19.06.2021.
18. Багдасарян Т.О. Тональность как компонент модели речевого жанра (на материале речевого жанра «угроза»). Жанры речи. 2002;3:240-245. Доступно по: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36393606. Ссылка активна на: 19.06.2021.
19. Матвеева Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта; 2019. 
20. Ильинова Е.Ю., Цинкерман Т.Н. Прагматика коммуникативной тональности в стилистике англоязычного воспитывающего диалога. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. 2019; 1(18): 146–158. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2019.1.12
21. Апресян Ю.Д., Апресян В.Ю., Бабаева Е.Э., Богуславская О.Ю. и др. Запрещать. Под общим рук. акад. Ю.Д. Апресяна. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Второе изд. исправл. и дополненное. М.: Языки славянской культуры; 2003: 361-366. 
22. Thirkell A. High Rising. L.: Virago Modern Classic; 2014. 
23. Billstrom D. You Can’t Go To School Naked. Penguins Group New York, USA; 2008. 
24. Wolf Anthony E. I’d listen to my parents if they’d just shut up. What to Say and Not Say When Parenting Teens. Harper, New York, London, Toronto, Sydney; 2011. 
25. Chocolat. Miramax Lionsgate, 2011. 


Количество показов: 288

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх