Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81:159.955+37.025.7
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-212-227

Лингвистический механизм создания и реализации парадоксов в художественном тексте. Смыслообразующий потенциал парадокса (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»)

Авторы: Л.В. Калашникова


Получена: 23.04.2021 Принята: 13.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: Парадокс – одно из загадочных, интереснейших явлений, которое встречается во всех языках и исследуется в логико-философском, общелингвистическом, стилистическом, риторическом и эстетическом плане. Отражение нонсенса на реальных, логических отношениях вещей неизбежно ведет к нарушению языковых норм. Когда несоответствие языковой нормы рушит привычные смысловые схемы, давая необычное и неожиданное толкование, возникает парадокс. Языковые процессы под воздействием парадокса в художественном тексте приобретают особую логику и значение. Цель статьи – выявить и исследовать лингвистический механизм, с помощью которого создаются и реализуются парадоксы в тексте художественного произведения; рассмотреть парадокс как средство образования смыслов в художественном тексте. Исследование проводилось на разных языковых уровнях: синтаксическом, лексико-грамматическом, семантическом, графическом, стилистическом. В статье акцентируется внимание на актуализации противоречия в художественном произведении, осуществляемого на всех языковых уровнях в форме композиционно-синтаксического или стилистико-морфологического противопоставления. Лингвистические средства в совокупности с выявленными типами парадоксов создают уникальную сюжетную линию исследуемого произведения. Парадокс рассматривается как художественный прием для раскрытия природы характеров героев, ситуаций, для достижения на фоне противоречия в художественном произведении комического эффекта, реализующего тонкую иронию автора. Особым приемом создания неоднозначности является игра слов, ведущая к игре со смыслом, который может быть, как истинным, так и ложным. Игра со смыслом порождает образность. Об этом свидетельствует наличие разнообразных стилистических фигур в тексте художественного произведения, ярких необычных метафор, фразеологизмов. Выявлено, что момент реализации парадокса в художественном тексте совпадает с появлением метафор. Метафорическое мышление соединяет абсурдное и логическое, ассоциируя когнитивные структуры прошлого опыта и новую информацию и создавая дополнительные смыслы. Доказано, парадокс, как и метафора, обладает уникальным потенциалом смыслообразования, и является мощным стимулом познавательной и творческой активности.

Ключевые слова: нонсенс, парадокс, метафора, метафорическое мышление, воображение, когнитивные структуры, ассоциации, противоречие, игра слов, смыслообразование.

Для цитирования: Калашникова Л.В. Лингвистический механизм создания и реализации парадоксов в художественном тексте. Смыслообразующий потенциал парадокса (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 212–227.

For citation: Kalashnikova L.V. The linguistic ecmhanism for the creation and realization of paradoxes in fiction texts. Sense-making potential of paradox (as exemplified in Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There») Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 212–227 (In Russ./In Engl.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Л.В. Калашникова

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева,
302026, г. Орел, Российская Федерация; ул. Комсомольская 95;
ORCID iD: 0000-0002-4809-5446
Scopus Author ID: 57195526645;
e-mail: lkalashnikova@inbox.ru


Список литературы:
1. Чарская-Бойко В.Ю. К вопросу о концепции абсурда и нонсенса в европейской традиции. Доступно по: https://lib.herzen.spb.ru/media/magazines/contents/1/110/charskaya_boyko_110_215_218.pdf. Ссылка активна на 29.03.2021.
2. Делез Ж. Логика смысла. 1995:33-55,89-103. Доступно по: http://www.lib.ru/FILOSOF/DELEZGVATTARI/logica.txt_with-big-pictures.html. Ссылка активна на 18.02.2021.
3. Davison, A. Linguistic or pragmatic description in the context of the performadox. Linguistics and Philosophy. 1983;6:499-526. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00636288.
4. Дружинин А.М. Управление смыслами в манипулятивных коммуникациях. Актуальные проблемы государственного управления, экономики, юриспруденции и психологии. Сборник научных трудов. М., Институт управления и права. 2015:57-66. https://elibrary.ru/item.asp?id=26594414.
5. Костюк В.Н. Парадокс: логико-системный анализ. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1979. М.: Наука, 1980. Доступно по: https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/ sinergetika/sistemnye_issledovanija_metodologicheskie_problemy_ezhegodnik_1979/55-1-0-3492. Ссылка активна на 03.03.2021.
6. Ушаков Д.Н. Парадокс. Толковый словарь Ушакова. Доступно по: http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=ushakov&word=paradoks. Ссылка активна на 18.02.2021.
7. Шмид В. Заметки о парадоксе. Парадоксы русской литературы: Сборник статей под редакцией В. Марковича, В. Шмида. СПб., ИНАПРЕСС. 2001:9-16. Доступно по: http://ec-dejavu.ru/p/Paradox.html. Ссылка активна на 18.02.21.
8. Smeed Juliette. Nonsense and Early Childhood. New Zealand Tertiary College. 2012;3.1. Доступно по: https://www.hekupu.ac.nz/article/nonsense-and-early-childhood. Ссылка активна на 02.03.2021.
9. Alcock S. Young children’s playfully complex communication: Distributed imagination. European Early Childhood Education Research Journal. 2010;18(2):215-228. DOI: https://doi.org/10.1080/ 13502931003784404.
10. Tallant L. Framing Young Children’s Humour and Practitioner Responses to it Using a Bakhtinian Carnivalesque Lens. IJEC. 2015;47:251-266. DOI: https://doi.org/10.1007/s13158-015-0134-0.
11. Barton Anna. Nonsense Literature. Last modified: 28 July 2015. Доступно по: https://www.oxfordbibliographies.com/view/document/obo-9780199846719/obo-9780199846719-0099.xml. Ссылка активна на 02.03.2021.
12. Liebermann J. Playfulness: Its Relationship to Imagination and Creativity. Academic Press, New York. 1977. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-449450-3.50011-4.
13. Charlton William. Nonsense. British Journal of Aesthetics. 1977; 17.4:346-360. DOI: https://doi.org/10.1093/bjaesthetics/17.4.346.
14. Woolley J.D., Tullos A. Imagination and Fantasy. Editor(s): Marshall M. Haith, Janette B. Benson. Encyclopedia of Infant and Early Childhood Development. Academic Press. 2008;1-3:117-127. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-12-809324-5.21821-X.
15. Kennedy, X. J. Strict and loose nonsense: Two worlds of children’s verse. School Library Journal. March, 1991:108-112. Доступно по: https://eric.ed.gov/?id=EJ424852. Ссылка активна на 25.03.2021.
16. Дацюк С. Языковые парадоксы. Доступно по: http://www.uis.kiev.ua/~_xyz/paradox.html. Ссылка активна на 25.03.2021.
17. Смирнова Е.Д. Теоретико-познавательные и логико-семантические основания парадоксов. Логические исследования. 2007;14:271-282. https://doi.org/10.21146/2074-1472-2007-14-0-271-282.
18. Стрельцова Н.Д. Парадокс и нонсенс: типология и причины появления. Синергия. 2017;1:18-27. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/paradoks-i-nonsens-tipologiya-i-prichiny-poyavleniya. Ссылка активна на 02.03.2021.
19. Яшина Е.А. Виды парадокса в художественном тексте. Гуманитарные науки. Образование. Вестник Томского Государственного Университета. 2007;8(52):280-288. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/vidy-paradoksa-v-hudozhestvennom-tekste. Ссылка активна на: 22.04.2021.
20. Baier A.C. Nonsense. The Encyclopedia of Philosophy, P. Edwands, ed. L, McMillan & Free Press. 1967;5:520-522. DOI: https://doi.org/10.2307/2218031.
21. Haight M.R. Nonsense. British Journal of Aesthetics. 1971;11.3:247-256. DOI: https://doi.org/10.1093/bjaesthetics/11.3.247.
22. Sewell E. The Field of Nonsense. London: Chatto and Windus. 1952:198. DOI: https://doi.org/10.2307/40092554.
23. Carroll L. Through the Looking Glass and What Alice Found There. Доступно по http://birrell.org/andrew/alice/lGlass.pdf. Ссылка активна на 18.02.2021.
24. Лапин А. Плоскость и пространство или Жизнь квадратом. Доступно по: http://www.lapinbook.ru/home.php. Ссылка активна на 06.03.2021.
25. Mullally SL, Maguire EA. Memory, Imagination, and Predicting the Future: A Common Brain Mechanism? The Neuroscientist. 2014;20(3):220-234. DOI: https://doi.org/10.1177/1073858413495091.
26. Калашникова Л.В. Метафорическое мышление как основа когнитивной деятельности субъекта на этапе наглядно-образного мышления. «Игра по правилам» – один из способов решения познавательных задач. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019;3:22-32. DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-22-32.
27. Oxford Learner’s Dictionaries. Доступно по: https://www.oxfordlearnersdictionaries.com/. Ссылка активна на 18.02.2021.
28. Кэрролл Л. Сквозь зеркало и что там увидела Алиса, или Алиса в Зазеркалье. Пер. с англ. Н.М. Демурова. Доступно по: http://lib.ru/CARROLL/carrol1_2.txt. Ссылка активна на 18.02.2021.
29. Cambridge Dictionary. Доступно по: https://dictionary.cambridge.org/. Ссылка активна на 18.02.2021.
30. Useful English dictionary. Доступно по: https://useful_english.en-academic.com/661346/bough-wough. Ссылка активна на 18.03.2021.
31. Online Etymology Dictionary. Доступно по: [https://www.etymonline.com/search?q=branch]. Ссылка активна на 18.03.2021.
32. Симметрия на шахматной доске. Доступно по: http://www.klassikpoez.narod.ru/klub.files/urok15.htm. Ссылка активна на 23.03.2021.
33. Калашникова Л.В. Интерпретация нонсенса как прием развития воображения у детей (на материале произведения Carroll L. «Through the Looking-Glass and What Alice Found There»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020;4:200-212. DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-200-212.


Количество показов: 734

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх