Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 37’035:6
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-151-161

Развитие лингвополитических компетенций у российских студентов, изучающих китайский язык: культурные смыслы государственных символов Китая

Авторы: Е.А. Нахимова, Юй Сунь


Получена: 212.04.2021 Принята: 17.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: Активное развитие сотрудничества между дружественными народами Российской Федерации и Китайской Народной республики требует интенсификации подготовки специалистов, способных обеспечить межкультурную коммуникацию между гражданами Китая, России и других государств – членов СНГ. В соответствии с представлениями современной лингводидактики, освоение иностранного языка должно быть органично связано с изучением культуры соответствующего народа, что обеспечивает освоение необходимых лингвострановедческих компетенций. Необходимо, чтобы российские студенты в полной мере осознавали культурные смыслы государственной символики Китая. Цель статьи – на основе изучения современных проблем лингводидактики и опыта работы со студентами Уральского государственного педагогического университета обосновать целесообразность включения в планы учебных занятий с будущими специалистами по Китаю (учителями, регионоведами, переводчиками, журналистами и др.) сведений о политической системе Китая, а также рассказывать о высших органах власти Китая и людях, руководивших этой страной на разных этапах ее развития. В стать обоснован тезис о том, что необходимо уже на раннем этапе обучения знакомить российских студентов, изучающих китайский язык и культуру, с государственными символами Китайской Народной республики – с ее флагом, гербом и гимном. Важно, чтобы студенты в полной мере осознавали культурные смыслы государственных символов современного Китая – страны, которая гордится своей историей и смело смотрит в будущее. Представлены дидактические материалы, которые могут быть использованы на занятии по теме «Государственный герб Китайской народной республики». Обоснована перспективность использования сопоставительного принципа на занятиях с российскими студентами, выделены сопоставимые компоненты китайских и российских (советских) государственных символов, отмечены их национальные и исторические особенности. Представлены дополнительные материалы, которые преподаватель может использовать на учебных занятиях или же во внеаудиторной работе с будущими учителями, переводчиками, регионоведами и журналистами, которые изучают китайский язык и китайскую культуру в российских университетах.

Ключевые слова: лингвострановедение, лингвополитические компетенции, дидактические материалы, российские студенты, Китай, Россия, Советский Союз, герб, государственные символы, будущие учителя, специалисты по Китаю.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-012-00465/19.

Для цитирования: Нахимова Е.А., Сунь Юй. Развитие лингвополитических компетенций у российских студентов, изучающих китайский язык: культурные смыслы государственных символов Китая. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 151–161.

For citation: Nakhimova E.A., Sun Yu. Development of linguistic and political competences of Russian students studying Chinese: Cultural meanings of Chinese state Symbols. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 151–161 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

1Е.А. Нахимова*, 2Юй Сунь

1, 2 Уральский государственный педагогический университет
Российская Федерация, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26; 
1ORCID ID: 0000-0003-4908-632X,
Researcher ID: AAL-1061-2021,
Scopus Author ID: 57189621993;
e-mail: nakhimova0604@gmail.com;
2ORCID ID: 0000-0002-6044-9817


Список литературы:
1. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Русский язык. 1990;246.
2. Корнеева Л.И., Ма Жунюй. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку в Китае и России: сравнительно-сопоставительный анализ. Педагогическое образование в России. 2019;2: 61-65. https://elibrary.ru/item.asp?id=37055526.
3. Серова Т.С., Раскопина Л.П. Деловая межкультурная коммуникация в профессиональной деятельности специалиста. Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. 2011; 5:16-25. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/delovaya-mezhkulturnaya-kommunikatsiya-v-professionalnoy-deyatelno.... Ссылка активна на 22.03.2021.
4. Соломонова А.А. «Компетенция» в образовательном стандарте и «коммуникативная компетенция» в методике преподавания РКИ: сопоставление понятий. Русский язык за рубежом. 2010; 4:43-48. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-uchebnomu-tekstu-v-sfere-obucheniya-russkomu-yazyku-.... Ссылка активна на 22.03.2021.
5. Мосина М.А., Смирнова И.В. Методика формирования интеллектуальной компетентности студентов-биохимиков в процессе изучения иностранного языка. Язык и культура. 2019;46:236-252. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/trebovaniya-k-uchebnomu-tekstu-v-sfere-obucheniya-russkomu-yazyku-.... Ссылка активна на 22.03.2021.
6. Руженцева Н.Б., Нахимова Е.А. Комплексное дидактическое представление речевой межкультурной коммуникации «Россия–Китай». Филологический класс. 2017; 4:75-80. https://doi.org/10.26710/fk17-04-11.
7. Солопова О.А., Чудинов А.П. Диахронический анализ метафор в британском корпусе текстов: колокола победы и Russia`s V-Day. Вестник Российского университета Дружбы народов. Лингвистика. 2018;2(22):313-337. DOI: 10.22363/2312-9182-2018-22-2-313-337.
8. Волкова О.Н., Каданцева М.А., Коломиец Н.Л. и др. Практический курс первого иностранного языка (китайский язык). Сибирский федеральный университет. 2008;158.
9. Готлиб О.М. Китай. Лингвострановедение. Восточная книга; 2011:192. https://elibrary.ru/item.asp?id=20243907.
10. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Эксперимент и инновации в школе. 2009;2:7-14. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya. Ссылка активна на 22.03.2021.
11. Зеер Э.Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых. Психологическая наука и образование. 2004;3:5-11. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9127135.
12. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Современная российская политическая метафорология (2011–2020 гг.). Филологический класс. 2020;2(25):103-113. DOI: 10.26170/FK20-02-09.
13. Садохин А.П. Межкультурная компетенция и компетентность в современной коммуникации (опыт системного анализа). Общественные науки и современность. 2008;3:156-166. Доступно по: http://ecsocman.hse.ru/text/18833917/ Ссылка активна на 22.03.2021.
14. Слепцова Г.Н., Ушницкая В.В. Поликультурное образование как социокультурный педагогический процесс в преподавании иностранных языков. Путь науки. 2014;4(4):108–109. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21605179.
15. Виленбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. Славия. 1997;167.
16. Поцелуев В.А. Гербы Союза СССР. Из истории разработки. Политиздат. 1986; 166.


Количество показов: 306

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх