Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 71.3:378:811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-137-150

Когнитивные принципы внедрения плюрицентрических знаний и их лингвокультурной специфики в практику преподавания немецкого языка

Авторы: А.М. Клёстер, Н.Ю. Шнякина, С.А. Жилякова


Получена: 22.04.2021 Принята: 11.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: Настоящая статья посвящена рассмотрению когнитивных принципов, обосновывающих концепцию внедрения знаний об этнических вариантах немецкого языка в образовательный процесс. Излагаемая проблема является актуальной в связи с потребностью современного общества в кадрах, владеющих межкультурными навыками коммуникации, включающими в себя использование релевантных языковых построений, отражающих специфику языковой вариативности. Динамика развития национальных языковых контактов стимулирует разработку методологических основ обучения лингвокультурным различиям на лексическом уровне. Заявленная тема предполагает обращение к ментальным процессам, детерминирующим усвоение языковых знаний и их использование в коммуникации. Цель работы состоит в формулировании когнитивных принципов усвоения плюрицентрических знаний в рамках формирования межкультурной компетенции. В лингвистической части работы при изучении фактического материала используются методы сравнительного и концептуального анализа. Дидактическая составляющая исследования основывается на осознании процесса обучения с позиций когнитивных процессов, отвечающих за обработку и усвоение информации различного типа. Использование логических приёмов анализа и синтеза, а также метод наблюдения, реализованный в ходе опытной работы, позволили создать плюрицентрически ориентированную концепцию обучения немецкому языку. Плюрицентричность немецкого языка реализуется в существовании австрийского и швейцарского национальных вариантов. В результате проведенного исследования были сформулированы когнитивные принципы внедрения знаний о вариантах немецкого языка в учебный процесс: учёт значимости перехода от чувственной ступени познания к рациональной, потребность в формировании индивидуальных когнитивных моделей и стратегий, оптимизирующих усвоение территориальных различий. Разработанный в процессе опытной работы комплекс упражнений и заданий включает в себя языковые, условно-речевые и подлинно речевые упражнения и задания, нацеленные на формирование межкультурной компетенции в рамках развития лексического навыка.

Ключевые слова: плюрицентричность, австрицизм, гельветизм, этнический / национальный вариант, межкультурная компетенция, концепт, когнитивный подход, когнитивная модель, когнитивная стратегия.

Для цитирования: Клёстер А.М., Шнякина Н.Ю., Жилякова С.А. Когнитивные принципы внедрения плюрицентрических знаний и их лингвокультурной специфики в практику преподавания немецкого языка. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 137–150.

For citation: Klyoster A.M., Shnyakina N.Ju., Zhiliakova S.A. Cognitive principles of implementing pluricentric knowledge and their linguistic and cultural specificity into the practice of teaching German. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 137–150 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.М. Клёстер1*, Н.Ю. Шнякина2, С.А. Жилякова3

1Омский государственный технический университет, Омск, Российская Федерация, 
644050, Омск, Российская Федерация, Пр. Мира, 11;
1ORCID ID: 0000-0001-8109-1052; Researcher ID: E-4565-2014;
Scopus Author ID: 57195348879
* e-mail: annaklyoster@mail.ru
 2, 3Омский государственный педагогический университет, Омск, Российская Федерация, 
644099, Омск, Российская Федерация, Набережная им. Тухачевского, 14;
2ORCID ID: 0000-0001-9366-1761; Researcher ID: L-5319-2016;
Scopus Author ID: 57195976570
e-mail: zeral@list.ru 
3ORCID ID: 0000-0001-8884-5064; Researcher ID: AAD-2003-2021
e-mail: svetlana.zh.omsk@mail.ru


Список литературы:
1. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Доступно по: https://lingvistics_dictionary.academic.ru/2291. Ссылка активна на 15.12.2020.
2. Романенко О.В. Национальный вариант полицентричных языков как совокупная структура национальной речи. Вестник Башкирского университета. 2009;2(14):407-410. https://www.elibrary.ru/item.asp?Id= 12418882.
3. Домашнев А.И. Современный немецкий язык в его национальных вариантах. Л.: Наука: Ленингр. отделение, 1983. 231 с.
4. Ammon U. Die deutsche Sprache in Deutschland, Österreich und der Schweiz. Das Problem der nationalen Varietäten. Berlin; New Jork, 1995. 575 s. Доступно по: https://books.google.ru/books? id=o3bse2hTyeIC&printsec= frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=false. Ссылка активна на 22.04.2021.
5. Clyne M.G. Pluricentric Languages: Differing Norms in Different Nations. Berlin & New York: Mouton de Gruyter, 1992. 481 p. Доступно по: https://books.google.ru/books?id=wawGFWNuHiwC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&am.... Ссылка активна на 22.04.2021.
6. Kloss H. Die Entwicklung neuen germanischen Kultursprachen. 2. Aufl . Düsseldorf: Schwann, 1978. 463 S. Доступно по: https://ru.scribd.com/document/306354788/Kloss-Die-Entwicklung-Neuer-Germanischer-Kultursprachen-Sei.... Ссылка активна на 22.04.2021.
7. Stewart W.A. A Sociolinguistic Typology for Describing National Multilingualism. Readings in the Sociology of Language: The Hague, Paris, Mouton, 1968. 532–545 pp. Доступно по: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/9783110805376.531/html. Ссылка активна на 22.04.2021.
8. Шайбакова Д. Исследование плюрицентрического языка: проблемы, метаязык, методы. Acta Universitatis Lodziensis. Folia Linguistica Rossica. 2014;10:155-165. Доступно по: http://net.knigi-x.ru/24pedagogika/451438-1-a-folia-linguistica-rossica-2014-damina-shaybakova-kazah.... Ссылка активна на 22.04.2021.
9. Еленевская М.Н., Протасова Е.Ю., Шайбакова Д.Д. Идея плюрицентричности и русский язык. Русское слово в многоязычном мире. Материалы XIV Конгресса МАПРЯЛ. Редколлегия: Н.А. Боженкова, С.В. Вяткина, Н.И. Клушина [и др.]. 2019: 62-67. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42958591.
10. Джундубаева А.А. Описательные модели плюрицентрических языков. Universum: Филология и искусствоведение. Доступно по: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/5193. Ссылка активна на 08.12.2020.
11. Литвинова Н.О. Плюрицентричность современного английского языка. Научные преобразования в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции; 2016: 116-123. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26054330.
12. Родина Л.И. Становление швейцарского варианта немецкого языка. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016;28(240):64-70. https://www.elibrary.ru/item.asp?id= 28096006.
13. Булатова А.О., Хомяков Е.А. Обучение немецкому языку как иностранному с учетом его плюрицентричности. Сборник статей XVII Международной научно-методической конференции, посвященной 70-летию образования университета. Под редакцией В. И. Волчихина, Р. М. Печерской; 2013:238-240. https://elibrary.ru/item.asp?id=22406242.
14. Гордеева Т.А., Булатова А.О., Хомяков Е.А. Zum Problem der Plurizentrik im Deutschunterricht. Models, systems, networks in economics, engineering, nature and society. 2012;3(4):161-163. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/zum-problem-der-plurizentrik-im-deutschunterricht/viewer. Ссылка активна на 22.04.2021.
15. Едличко А.И. Плюрицентричность немецкого языка как лингводидактическая проблема. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020;1:154-163. https://elibrary.ru/item.asp?id=42598555.
16. Шмаль М. В., Феклистова Л. П. Анализ особенностей австрийского и швейцарского вариантов немецкого языка для использования в процессе обучения студентов нелингвистического вуза (часть II). Иностранные языки: теория и практика. 2012;2:61-69. Доступно по: https://publications.hse.ru/articles/74048897. Ссылка активна на 22.04.2021.
17. Hägi S. Bitte mit Sahne /Rahm / Schlag: Plurizentrik im Deutschunterricht. Fremdsprache Deutsch. Heft 37. 2007: 5-13. Доступно по: https://www.fremdsprachedeutschdigital.de/ce/bitte-mit-sahne-rahm-schlag-plurizentrik-im-deutschunte.... Ссылка активна на 22.04.2021.
18. Muhr R. Linguistic dominance and non-dominance in pluricentric languages, [in:] Conference on non-dominating varieties of pluricentric languages. 11-13 July 2011 – University of Graz, on Austria. Доступно по: http://www-oedt.kfunigraz.ac.at/ndv-conf/present/02-Rudolf-Muhr-ND-Varieties. Ссылка активна на 15.07.2020.
19. Андреева А.М., Кацитадзе И.М. Австрицизмы в разных жанрах современных австрийских печатных СМИ. Бюллетень науки и практики. 2016;4 (5):274-278. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/avstritsizmy-v-raznyh-zhanrah-sovremennyh-avstriyskih-pechatnyh-sm.... Ссылка активна на 22.04.2021.
20. Ефименко Е.А. Австрийский вариант немецкого языка или начало языковой самостоятельности. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012;4(104):144-147. https://elibrary.ru/item. asp?id=20810871.
21. Ланских Ю.В. Австрийский немецкий или о чём не знает Дуден. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2014;2:62-67. https://elibrary.ru/item.asp?id=22470963.
22. Добровольский Д.О., Шарандин А.В. Гельветизмы: немецко-русский словарь. Доступно по: https://lexrus.ru/default.aspx?s=0&p=3233. Ссылка активна на 15.12.2020. 
23. Евтихова И.М., Ступакова А.Ю. Проблемы функционирования немецкого языка в современной Швейцарии. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях; 2017:133-138. https://elibrary.ru/item.asp?id=30527900
24. Авилкина Ж.Н., Пониматко А.П. К вопросу о когнитивном подходе в обучении иностранным языкам. Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна; 2009. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-kognitivnom-podhode-v-obuchenii-inostrannym-yazykam. Ссылка активна на 12.12.2020. 
25. Бабинская П.К. Коммуникативность и когнитивность – основные категории современной методики обучения иностранным языкам. Непрерывное обучение иностранным языкам: методология, теория, практика: материалы докладов международной научно-практической конференции. Минск, 23–24 дек. 2003 г. Минск, 2003;1:3–5.
26. Барышников В.Н. Когнитивный взгляд на технологию обучения иностранным языкам. Когнитивная парадигма. 2000:10-13.
27. Выходцева Т.В. Использование инновационных и когнитивных технологий в обучении грамматике на уроках иностранного языка. Молодой ученый. 2017;49:343-345. https://elibrary.ru/item.asp?id=30729394.
28. Деревянченко Е.А., Устинова Т.В. Формирование критической осознанности в межкультурной коммуникации при подготовке учителя иностранного языка. Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2020;1(26):100-103. DOI: 10.36809/2309-9380-2020-26-100-103. 
29. Kazakova O.P., Klyoster A.M. Educational tasks modeling on the basis of the web-quest technology (from the experience of teaching foreign languages). Astra Salvensis. 2018;6:699-708. https://elibrary.ru/item.asp?id=35526428.
30. Tsoupikova H., Tsyguleva M., and Fedorova M. Development of students’ cognitive and communicative skills in the process of learning a foreign language. SHS Web of Conferences 69. 00037. 2019; DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/20196900037.
31. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1986:223.
32. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Москва: Просвещение, 1991:223.
33. Das Österreichische Wörterbuch. Доступно по: https://www.oesterreichisch.net/woerterbuch. Ссылка активна на 20.12.2020.


Количество показов: 367

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх