Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-71-86

Культурные смыслы экономического дискурса в контексте пандемии 2020

Авторы: В.С. Арутюнян


Получена: 14.04.2021 Принята: 12.05.2021 Опубликована онлайн: 25.06.2021

Резюме: Статья посвящена проблеме выявления новых культурных смыслов, которыми обогатилась языковая картина мира под влиянием глобальной пандемии 2020. В эволюционном процессе развития любого социума возникают новые культурные смыслы, которые надолго закрепляются в языке и несут в себе особую культурно-историческую и психоэмоциональную нагрузку. Целью данного исследования является анализ наиболее частотно выявленных культурно-смысловых составляющих языковой картины мира периода пандемии 2020. В качестве материала исследования автором рассматривается экономический дискурс, как платформа, позволяющая проследить основные векторы развития медиадискурса в период сложной экономической ситуации, ввиду того факта, что экономический сектор бытия оказался наиболее подвержен негативному влиянию пандемии и выступает своеобразным лакмусом психоэмоционального настроя общества. В качестве основного метода исследования используется метод критического дискурс-анализа, разработанный Н. Фэркло, который позволяет определить коммуникативные функции языка, как вербальной знаковой системы, а также качественно демонстрирует основные тенденции, влияющие на образование новых культурных смыслов в языке. Анализ примеров из англоязычных печатных изданий, а также электронных ресурсов, отображающих деятельность глобальных экономических организаций, позволил выявить основные векторы информационного пространства, вокруг которых сконцентрировано внимание СМИ, содержащие такие терминологические понятия как “coronavirus pandemic”, “Covid-19”, “economic crisis”, “recession”, “national lockdown”, “poverty rising”, “vaccination”. На основании полученных данных делаются выводы о фиксации в языковой картине мира новых культурных смыслов, несущих в себе негативную коннотацию которые условно можно номинировать как «критический стресс», «вирус-виновник», «вирус-разрушитель», «заболевание-кризис», при этом отмечается дуальность характера перечисленных культурно-смысловых элементов. Наряду с этим выявлена фиксация в языковой картине мира культурного смысла «вакцина-спаситель», обладающего положительной коннотацией.

Ключевые слова: языковая картина мира, культурные смыслы, медиадискурс, экономический дискурс, метод критического дискурс-анализа, персуазивность, дуальность, пандемия, Covid-19.

Для цитирования: Арутюнян В.С. Культурные смыслы экономического дискурса в контексте пандемии 2020. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 71–86.

For citation: Arutyunian V.S. Cultural meanings of economic discourse in the context of the 2020 pandemic. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 71–86 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

В.С. Арутюнян

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, Российская Федерация;
ORCID ID: 0000-0002-8785-7853
Scopus Author ID 57217171721;


Список литературы:
1. Иванова Е., Сунцова Ю., Сейбиль Н. СМИ в новой реальности: как медиа справляются с последствиями пандемии. Новые известия. 24.07.2020. Доступно по: https://newizv.ru/news/economy/24-07-2020/smi-v-novoy-realnosti-kak-media-spravlyayutsya-s-posledstv.... Ссылка активна на 22.04.2021.
2. Zheltukhina M.R., Klushina N.I., Ponomarenko E.B., Vasilkova N.N., Dzyubenko A.I. Modern media influence: mass culture – mass consciousness – mass communication. XLinguae. 2017; 4(10): 96-105. Доступно по: http://DOI: 10.18355/XL.2017.10.04.09. Ссылка активна на 22.04.2021.
3. Зыкова И.В. Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лингвокультурологического исследования. М.: ЛЕНАРД. 2015.
4. Skrynnikova I.V., Tatjana N. Astafurova T.N., Aleksandrova E.S. Mass media discourse deployment and its gender specificity: sociolinguistic perspective. 2017; 3(10):300-311. Доступно по: http://DOI: 10.18355/XL.2017.10.03.24. Ссылка активна на 22.04.2021.
5. Aimenova M., Ospanova A., Rakhimova A., Aiman Sarsembayeva A., Mazhit Z. Phraseological terminology in the English economic discourse. XLinguae. 2019; 1(12):228-238. Доступно по: http://DOI: 10.18355/XL.2019.12.01.18. Ссылка активна на 22.04.2021.
6. Тремаскина О.А. Кризисный медиатекст как коммуникативное событие (на материале английского языка). Огарёв-онлайн. 2016; 17. Доступно по: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2016/10/tremaskina_o_a.pdf/. Ссылка активна на 22.04.2021.
7. Карасик В.И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции. Политическая лингвистика. 2020; 2: 25–34. Доступно по: http://DOI 10.26170/pl20-02-02. Ссылка активна на 22.04.2021.
8. Katermina V.V., Lipiridi S.Ch. Reflection on the social and psychological consequences of the Coronavirus Pandemic in the new vocabulary of the non-professional English language medical discourse. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; 486: 44-49. Доступно по: http://DOI:10.2991/assehr.k.201105.009. Ссылка активна на 22.04.2021.
9. Новикова О.Н., Калугина Ю.В. COVID-19 в контексте современного состояния исследования дискурса о пандемии. Вестник Башкирского университета. 2020; 25: 376-381. Доступно по: http://DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2020.2.26. Ссылка активна на 22.04.2021.
10. Тульчинский Г.Л. Публичный дискурс в условиях коронавирусной пандемии: возвращение парресии. Сетевое пространство: новые ресурсы и жанровые формы. 2020; 2 (11): 14-29. Доступно по: http://DOI: 10.18721/JHSS.11202. Ссылка активна на 22.04.2021.
11. Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Великая Т.В. Особенности политического дискурса в период пандемии. I Российско-Иранский социологический форум. Сборник тезисов докладов участников форума. М.: ИТД ПЕРСПЕКТИВА. 2020: 224-236. Доступно по: URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Ros_Iran_sbornik_2020.pdf. Ссылка активна на 22.04.2021.
12. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического текста. Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований: СПбГУ; 2002; 3: 88-108. Доступно по: https://studfile.net/preview/5856721/. Ссылка активна на 22.04.2021.
13. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования. Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2010; 12(6): 13-21. Доступно по: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/ 741/1/Kozhemyakin%20E.A.%20Mass%20communication.pdf. Ссылка активна на 22.04.2021.
14. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. Х.: Гуманитарный центр; 2009.
15. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс анализ: теория и метод / Пер. с англ. Х.: Гуманитарный центр; 2004.
16. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. Boston: Addison Wesley Publishing Company; 1995. 
17. Partridge J. NYSE to delist three Chinese telecom firms, citing “military links”. The Guardian. 01.01.2021. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/jan/01/new-york-stock-exchange-nyse-to-delist-three-chines.... Ссылка активна на 22.04.2021.
18. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018;2(2):391-394. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/persuazivnost-spetsifika-fenomena-v-nekotoryh-tipah-institutsional.... Ссылка активна на 22.04.2021.
19. Lowe Y. UK aviation sector needs urgent support, industry leaders say. The Guardian. 16.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/ jan/16/uk-aviation-sector-needs-government-support-leaders-say. Ссылка активна на 22.04.2021.
20. Jolly J. Ebullient analysts predict markets will weather the storm in 2021. The Guardian. 03.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/ jan/03/ebullient-analysts-predict-markets-will-weather-the-storm-in-2021. Ссылка активна на 22.04.2021.
21. Hodal K. UN issues $100m emergency funding and calls for global effort to avert famine. The Guardian. 18.11.20. Доступно по: https://www.theguardian.com/global-development/2020/nov/18/un-issues-100m-emergency-funding-and-call.... Ссылка активна на 22.04.2021.
22. Georgieva K. The Great Lockdown: Worst Economic Downturn Since the Great Depression. IMF. 23.03.20. Доступно по: https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/03/23/pr2098-imf-managing-director-statement-following-a-g.... Ссылка активна на 22.04.2021.
23. Annual Report 2020. Responding to the COVID-19 pandemic. The World Bank. Доступно по: https://www.worldbank.org/en/about/annual-report/covid-response. Ссылка активна на 22.04.2021.
24. Watkins K. Delivering debt relief for the poorest. IMF. Fall 2020 Issue. Доступно по: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2020/08/debt-relief-for-the-poorest-kevin-watkins.htm. Ссылка активна на 22.04.2021.
25. Partington R. UK edges towards double-dip recession as GDP falls 2.6%. The Guardian. 15.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/ jan/15/uk-heads-for-double-dip-recession-as-gdp-falls-26. Ссылка активна на 22.04.2021.
26. Elliott  L. Why the GDP hit from UK lockdown 2.0 was smaller than expected. The Guardian. 15.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/ 2021/jan/15/why-the-gdp-hit-from-uk-lockdown-20-was-smaller-than-expected. Ссылка активна на 22.04.2021.
27. Jimenez A. All state cuts auto insurance rates by 5% in Illinois as driving remains depressed almost a year into the pandemic. The Chicago Tribune. 22.01.21. Доступно по: https://www.chicagotribune.com/business/ct-biz-allstate-cuts-auto-insurance-rates-5-percent-20210122.... Ссылка активна на 22.04.2021.
28. How digital currency is changing the world amid COVID. The Guardian. 15.12.20. Доступно по: https://guardian.ng/business-services/how-digital-currency-is-changing-the-world-amid-covid/. Ссылка активна на 22.04.2021.


Количество показов: 334

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх