Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-2-71-86
Культурные смыслы экономического дискурса в контексте пандемии 2020
Резюме: Статья посвящена проблеме выявления новых культурных смыслов, которыми обогатилась языковая картина мира под влиянием глобальной пандемии 2020. В эволюционном процессе развития любого социума возникают новые культурные смыслы, которые надолго закрепляются в языке и несут в себе особую культурно-историческую и психоэмоциональную нагрузку. Целью данного исследования является анализ наиболее частотно выявленных культурно-смысловых составляющих языковой картины мира периода пандемии 2020. В качестве материала исследования автором рассматривается экономический дискурс, как платформа, позволяющая проследить основные векторы развития медиадискурса в период сложной экономической ситуации, ввиду того факта, что экономический сектор бытия оказался наиболее подвержен негативному влиянию пандемии и выступает своеобразным лакмусом психоэмоционального настроя общества. В качестве основного метода исследования используется метод критического дискурс-анализа, разработанный Н. Фэркло, который позволяет определить коммуникативные функции языка, как вербальной знаковой системы, а также качественно демонстрирует основные тенденции, влияющие на образование новых культурных смыслов в языке. Анализ примеров из англоязычных печатных изданий, а также электронных ресурсов, отображающих деятельность глобальных экономических организаций, позволил выявить основные векторы информационного пространства, вокруг которых сконцентрировано внимание СМИ, содержащие такие терминологические понятия как “coronavirus pandemic”, “Covid-19”, “economic crisis”, “recession”, “national lockdown”, “poverty rising”, “vaccination”. На основании полученных данных делаются выводы о фиксации в языковой картине мира новых культурных смыслов, несущих в себе негативную коннотацию которые условно можно номинировать как «критический стресс», «вирус-виновник», «вирус-разрушитель», «заболевание-кризис», при этом отмечается дуальность характера перечисленных культурно-смысловых элементов. Наряду с этим выявлена фиксация в языковой картине мира культурного смысла «вакцина-спаситель», обладающего положительной коннотацией.
Ключевые слова: языковая картина мира, культурные смыслы, медиадискурс, экономический дискурс, метод критического дискурс-анализа, персуазивность, дуальность, пандемия, Covid-19.
Для цитирования: Арутюнян В.С. Культурные смыслы экономического дискурса в контексте пандемии 2020. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №2. С. 71–86.
For citation: Arutyunian V.S. Cultural meanings of economic discourse in the context of the 2020 pandemic. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 2, pp. 71–86 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
В.С. Арутюнян
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
125993, Москва, Ленинградский проспект, 49, Российская Федерация;
ORCID ID: 0000-0002-8785-7853,
Scopus Author ID 57217171721;
Список литературы:
1. Иванова Е., Сунцова Ю., Сейбиль Н. СМИ в новой реальности: как медиа справляются с последствиями пандемии. Новые известия. 24.07.2020. Доступно по: https://newizv.ru/news/economy/24-07-2020/smi-v-novoy-realnosti-kak-media-spravlyayutsya-s-posledstv.... Ссылка активна на 22.04.2021.
2. Zheltukhina M.R., Klushina N.I., Ponomarenko E.B., Vasilkova N.N., Dzyubenko A.I. Modern media influence: mass culture – mass consciousness – mass communication. XLinguae. 2017; 4(10): 96-105. Доступно по: http://DOI: 10.18355/XL.2017.10.04.09. Ссылка активна на 22.04.2021.
3. Зыкова И.В. Концептосфера культуры и фразеология: Теория и методы лингвокультурологического исследования. М.: ЛЕНАРД. 2015.
4. Skrynnikova I.V., Tatjana N. Astafurova T.N., Aleksandrova E.S. Mass media discourse deployment and its gender specificity: sociolinguistic perspective. 2017; 3(10):300-311. Доступно по: http://DOI: 10.18355/XL.2017.10.03.24. Ссылка активна на 22.04.2021.
5. Aimenova M., Ospanova A., Rakhimova A., Aiman Sarsembayeva A., Mazhit Z. Phraseological terminology in the English economic discourse. XLinguae. 2019; 1(12):228-238. Доступно по: http://DOI: 10.18355/XL.2019.12.01.18. Ссылка активна на 22.04.2021.
6. Тремаскина О.А. Кризисный медиатекст как коммуникативное событие (на материале английского языка). Огарёв-онлайн. 2016; 17. Доступно по: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2016/10/tremaskina_o_a.pdf/. Ссылка активна на 22.04.2021.
7. Карасик В.И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции. Политическая лингвистика. 2020; 2: 25–34. Доступно по: http://DOI 10.26170/pl20-02-02. Ссылка активна на 22.04.2021.
8. Katermina V.V., Lipiridi S.Ch. Reflection on the social and psychological consequences of the Coronavirus Pandemic in the new vocabulary of the non-professional English language medical discourse. Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020; 486: 44-49. Доступно по: http://DOI:10.2991/assehr.k.201105.009. Ссылка активна на 22.04.2021.
9. Новикова О.Н., Калугина Ю.В. COVID-19 в контексте современного состояния исследования дискурса о пандемии. Вестник Башкирского университета. 2020; 25: 376-381. Доступно по: http://DOI: 10.33184/bulletin-bsu-2020.2.26. Ссылка активна на 22.04.2021.
10. Тульчинский Г.Л. Публичный дискурс в условиях коронавирусной пандемии: возвращение парресии. Сетевое пространство: новые ресурсы и жанровые формы. 2020; 2 (11): 14-29. Доступно по: http://DOI: 10.18721/JHSS.11202. Ссылка активна на 22.04.2021.
11. Великая Н.М., Ирсетская Е.А., Великая Т.В. Особенности политического дискурса в период пандемии. I Российско-Иранский социологический форум. Сборник тезисов докладов участников форума. М.: ИТД ПЕРСПЕКТИВА. 2020: 224-236. Доступно по: URL: https://www.isras.ru/files/File/publ/Ros_Iran_sbornik_2020.pdf. Ссылка активна на 22.04.2021.
12. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического текста. Политический анализ. Доклады эмпирических политических исследований: СПбГУ; 2002; 3: 88-108. Доступно по: https://studfile.net/preview/5856721/. Ссылка активна на 22.04.2021.
13. Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования. Научные ведомости. Серия «Гуманитарные науки». 2010; 12(6): 13-21. Доступно по: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/ 741/1/Kozhemyakin%20E.A.%20Mass%20communication.pdf. Ссылка активна на 22.04.2021.
14. Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса / Пер. с англ. Х.: Гуманитарный центр; 2009.
15. Филлипс Л., Йоргенсен М. В. Дискурс анализ: теория и метод / Пер. с англ. Х.: Гуманитарный центр; 2004.
16. Fairclough N. Critical Discourse Analysis. Boston: Addison Wesley Publishing Company; 1995.
17. Partridge J. NYSE to delist three Chinese telecom firms, citing “military links”. The Guardian. 01.01.2021. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/jan/01/new-york-stock-exchange-nyse-to-delist-three-chines.... Ссылка активна на 22.04.2021.
18. Хутыз И.П., Колчевская В.А. Персуазивность: специфика феномена в некоторых типах институционального дискурса. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018;2(2):391-394. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/persuazivnost-spetsifika-fenomena-v-nekotoryh-tipah-institutsional.... Ссылка активна на 22.04.2021.
19. Lowe Y. UK aviation sector needs urgent support, industry leaders say. The Guardian. 16.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/ jan/16/uk-aviation-sector-needs-government-support-leaders-say. Ссылка активна на 22.04.2021.
20. Jolly J. Ebullient analysts predict markets will weather the storm in 2021. The Guardian. 03.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/ jan/03/ebullient-analysts-predict-markets-will-weather-the-storm-in-2021. Ссылка активна на 22.04.2021.
21. Hodal K. UN issues $100m emergency funding and calls for global effort to avert famine. The Guardian. 18.11.20. Доступно по: https://www.theguardian.com/global-development/2020/nov/18/un-issues-100m-emergency-funding-and-call.... Ссылка активна на 22.04.2021.
22. Georgieva K. The Great Lockdown: Worst Economic Downturn Since the Great Depression. IMF. 23.03.20. Доступно по: https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/03/23/pr2098-imf-managing-director-statement-following-a-g.... Ссылка активна на 22.04.2021.
23. Annual Report 2020. Responding to the COVID-19 pandemic. The World Bank. Доступно по: https://www.worldbank.org/en/about/annual-report/covid-response. Ссылка активна на 22.04.2021.
24. Watkins K. Delivering debt relief for the poorest. IMF. Fall 2020 Issue. Доступно по: https://www.imf.org/external/pubs/ft/fandd/2020/08/debt-relief-for-the-poorest-kevin-watkins.htm. Ссылка активна на 22.04.2021.
25. Partington R. UK edges towards double-dip recession as GDP falls 2.6%. The Guardian. 15.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/2021/ jan/15/uk-heads-for-double-dip-recession-as-gdp-falls-26. Ссылка активна на 22.04.2021.
26. Elliott L. Why the GDP hit from UK lockdown 2.0 was smaller than expected. The Guardian. 15.01.21. Доступно по: https://www.theguardian.com/business/ 2021/jan/15/why-the-gdp-hit-from-uk-lockdown-20-was-smaller-than-expected. Ссылка активна на 22.04.2021.
27. Jimenez A. All state cuts auto insurance rates by 5% in Illinois as driving remains depressed almost a year into the pandemic. The Chicago Tribune. 22.01.21. Доступно по: https://www.chicagotribune.com/business/ct-biz-allstate-cuts-auto-insurance-rates-5-percent-20210122.... Ссылка активна на 22.04.2021.
28. How digital currency is changing the world amid COVID. The Guardian. 15.12.20. Доступно по: https://guardian.ng/business-services/how-digital-currency-is-changing-the-world-amid-covid/. Ссылка активна на 22.04.2021.
Количество показов: 334
ISBN 2619-029X (Online)