Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ

УДК 811.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-1-280-294

Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ

Авторы: В.Э. Шукман


Получена: 17.12.2020 Принята: 14.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: Статья посвящена выявлению и исследованию базовых концептов и их репрезентантов, воспроизводимых в образовательном дискурсе ФРГ в практике изучения немецкого языка как иностранного. Образовательный дискурс – это система ценностно-смысловой коммуникации субъектов образовательного процесса (И. С. Артюхова). Данная система является подвижной, существует в образовательных средах разного уровня, включает участников дискурса, образовательные цели, ценности и содержание. Представленный в статье анализ проведен на материале учебника немецкого языка для иностранцев начального уровня «Berliner Platz 1 NEU», используемого во многих вузах, языковых центрах и лингвистических клубах ФРГ и России. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения вербализации лингвокультурной политики в современной ФРГ, направленной на активный приток иностранцев, их ассимиляцию в принимающей стране в социокультурном и языковом плане, что нашло отражение в современном немецкоязычном образовательном дискурсе. Целью исследования является выделение и описание базовых концептов, представленных в образовательном дискурсе ФРГ на материале учебника «Berliner Platz 1 NEU» как типичного учебника немецкого языка для иностранцев начального уровня, а также лингвистический анализ лексических единиц, репрезентирующих данные концепты, поэтому в качестве основного метода исследования выбран концептуальный анализ образовательного дискурса. Теоретической базой исследования послужили труды Н. Д. Арутюновой, В. И. Карасика, В. З. Демьянкова, Е. С. Кубряковой, Е. А. Селивановой и других ученых в области дискурсологии и когнитивной лингвистики. В результате исследования определены основные концепты, формирующие когнитивную базу в сознании обучающихся немецкому языку иностранцев, проанализированы и систематизированы репрезентанты данных концептов, маркирующие образовательный дискурс ФРГ в целом. Данное исследование является междисциплинарным и применимо для дискурсивных и когнитивных исследований различных образовательных дискурсов в лингвистике и в смежных гуманитарных науках.
Для цитирования: .

Ключевые слова: образовательный дискурс, дискурс-анализ, концептуальный анализ, современный немецкий язык, концепты, репрезентанты, маркеры, учебник немецкого языка, начальный уровень, Berliner Platz 1 NEU

Для цитирования: Шукман В.Э. Базовые концепты в учебниках немецкого языка для иностранцев в образовательном дискурсе ФРГ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. C. 280–294

For citation: Shukman V.E. Basic Concepts in German Language Textbooks for Foreigners in the Educational Discourse of Germany. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 280–294 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

В.Э. Шукман

Самарский национальный исследовательский 
университет имени академика С.П. Королева, 
443086, Самара, Российская Федерация, ул. Московское шоссе, 34;
e-mail: shukman.vi@mail.ru
ORCID ID: 0000-0002-5027-147X


Список литературы:
1. Артюхова И.С. Аксиологические основания концептуального анализа образовательного дискурса. Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2016; 9 (27). Доступно по: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3551. Ссылка активна на 08.02.2021.
2. Jäger L., Holly W., Krapp P., Weber S. M., Heekeren S. Sprache - Kultur - Kommunikation: ein internationales Handbuch zu Linguistik als Kulturwissenschaft. Berlin: De Gruyter Mouton; 2016. doi: https://doi.org/10.1515/9783110224504.
3. Raya M. J. Case Pedagogy in Modern Language Teacher Education: an Exploratory Study. Philologia Hispalensis. 2020; 1 (34): 41-61. ISSN 1132-0265. doi: https://dx.doi.org/10.12795/PH.2020.v34.i01.03.
4. Llompart J., Birello M. Migrant and Non-Migrant Origin Pre-Service Teachers’ Beliefs about Multilingualism and Teaching in Multilingual Classrooms: Convergences and Divergences. Sustainable Multilingualism. 2020; 1 (17): 102–123. doi: https://doi.org/10.2478/sm-2020-0015.
5. Langer A., Nonhoff M., Reisigl M. Diskursanalyse und Kritik. Wiesbaden: Springer VS; 2019. doi: https://doi.org/10.1007/978-3-658-02180-1.
6. Gardt A. Zum Diskursbegriff. Der Deutschunterricht. 2017; 6 (69): 2–7.
7. Арутюнова Н.Д. Дискурс. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия; 1990: 136–137.
8. Вершинина Е.Н. Коммуникативные тактики создания имиджа вуза (на материале газеты «Поиск»). Сибирский филологический журнал. 2015; 1: 159-164. Доступно по: http://journals.tsu.ru/sjp/&journal_page=archive&id=932&article_id=23200. Ссылка активна на 08.02.2021.
9. Пичугина В.К. Антропологический дискурс в педагогике: направления развития и пути интеграции. Ярославский педагогический вестник. 2011; 2 (2): 22-25.
10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена; 2002: 477. ISBN 5–88234–552–2.
11. Демьянков В.З., Кубрякова Е.С., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Когнитивная лингвистика. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. фак. МГУ им. М.В. Ломоносова; 1996: 53–55.
12. Азмина (Густомясова) Т.И. Лингвокультурные концепты в обучении иностранным языкам в современном вузе. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016; (15): 191–195. Доступно по: http://e-koncept.ru/2016/86939.htm. Ссылка активна на 08.02.2021.
13. Аскольдов (Алексеев) С.А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia; 1997: 267–279.
14. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникации. К.: ЦУЛ, «Фитосоциоцентр»; 2002: 335. ISBN 966-7938-59-X.
15. Карпец Е.В. Социокультурное содержание учебника и его влияние на формирование личности. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2010; 3 (10): 26-30. Доступно по: https://phpp.sgu.ru/ru/articles/sociokulturnoe-soderzhanie-uchebnika-i-ego-vliyanie-na-formirovanie-.... Ссылка активна на 08.02.2021.

Источники фактического материала
16. DUDEN. Online-Wörterbuch. Доступно по: https://www.duden.de/ Ссылка активна на 23.01.2021.
17. Lemcke Ch., Rohrmann L., Scherling Th. Berliner Platz 1 NEU. Stuttgart: Ernst Klett Sprachen. 2017: 256.


Количество показов: 594

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх