Эмоциональная и экспрессивная окраска лексики региональных СМИ
DOI: https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-1-237-245
Эмоциональная и экспрессивная окраска лексики региональных СМИ
Резюме:
В настоящей статье рассматриваются особенности эмоциональной и экспрессивной окраски лексики региональных СМИ (на примере новостных порталов Ульяновской области). Авторы провели анализ комплекса публикаций ведущих Ульяновских новостных порталов – Улправда, Улград, Ульяновск сегодня и Улпресса в период с июля 2020 г. по январь 2021 г. Авторы проанализировали язык газетных СМИ, особенности печатной публицистики и лексической окраски региональных изданий. Для исследования эмоциональной и экспрессивной окраски слов в региональных газетах мы проанализировали порядка 100 страниц статей различной направленности, которые содержат 180 000 печатных знаков с пробелами. Проведённый контент-анализ позволил выявить пять основных типов стилистических приемов СМИ, придающих лексике эмоциональную и экспрессивную окраску. По результатам анализа выявлено доминирование метафор, эпитетов, фразеологических единиц, олицетворения и аллюзии. Согласно количественному подсчету, наибольшее число тропов насчитывает эпитет (250 примеров), что еще раз доказывает превосходство эпитета как лингвистического средства для формирования художественного образа. В рамках группы метафор большинство примеров были связаны в предстоящим Новым годом. Фразеологические единицы также широко используются на новостных порталах, поскольку придают образам яркость и содействуют выразительности текста. Наименее используемыми стилистическими приемами в СМИ являются персонификация и аллюзия. Большинство примеров аллюзии дают читателям отсылки на библейские тексты.
Ключевые слова: эмоциональная и экспрессивная окраска, региональные СМИ, метафора, эпитет, фразеологизмы, персонификация, аллюзия
Для цитирования: Егорова Э.В., Крашенинникова Е.И., Крашенинникова Н.А. Эмоциональная и экспрессивная окраска лексики региональных СМИ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 237–245
For citation: Egorova E.V., Krasheninnikova E.I., Krasheninnikova N.A. Emotional and Expressive Connotation of Regional Media Vocabulary. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 237–245 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
Э.В. Егорова1*, Е.И. Крашенинникова2, Н.А. Крашенинникова3
1,2,3 Ульяновский государственный университет,
432017, Ульяновск, Российская Федерация, ул. Льва Толстого, 42
1ORCID ID: 0000-0002-9731-8386; Scopus Author ID: 57208033100
2ORCID ID: 0000-0001-7507-255X
3ORCID ID: 0000-0002-7234-4705; Scopus Author ID: 57202430929
*е-mail: еleanor_63@mail.ru
Список литературы:
1. Егорова Э.В., Крашенинникова Е.И., Крашенинникова Н.А. Функционально-стилистическая окраска лексики региональных СМИ. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 128-134. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-128-13.
2. Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Shevchenko A.V., Katermina V.V., Sausheva Y.V. New Country’s Political Discourse: Formation of Speech Technologies. Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018;8 (8):11–18.
3. Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Zelenskaya L.L., Ryabko O.P., Bodony M.A. Political Media Communication: Bilingual Strategies in the Pre-Election Campaign Speeches. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2019;9(4):e201921.
4. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык: учеб. пособие. 4-5 изд., стер. М.: Флинта, 2014. 318 с.
5. Сторожева Е.М. Коннотация и ее структура. Вестник Челябинского государственного университета. 2007;13:113-118.
6. Голуб И.Б. Стилистика русского языка: Учеб. пособие. М.: Рольф; Айрис-Пресс, 1997. 448 с.
7. Дюндик Ю.Б. Наречие оценки и категоризация опыта: монография. Иркутск: ИГЛУ, 2011. 179 с.
8. Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 400 с.
9. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 152 с.
10. Достроят или деньгами отдадут: ульяновские дольщики получат помощь. Доступно по: http://ultoday73.ru/dostroyat-ili-dengami-otdadut-ulyanovskie-dolshhiki-poluchat-pomoshh/. Ссылка активна на 12.02.2021.
11. Любовь согреет. Выяснили плюсы и минусы зимних свадеб. Доступно по: https://ulpravda.ru/rubrics/soc/liubov-sogreet-vyiasnili-pliusy-i-minusy-zimnikh-svadeb. Ссылка активна на 12.02.2021.
12. В Москву, в Москву! Какие открытия можно сделать на каникулах. Доступно по: https://ulpravda.ru/rubrics/soc/v-moskvu-v-moskvu-kakie-otkrytiia-mozhno-sdelat-na-kanikulakh. Ссылка активна на 12.02.2021.
13. Ульяновские волонтёры-медики, помогая другим, стремительно поднимаются по карьерной лестнице. Доступно по: http://ultoday73.ru/ulyanovskie-volontyory-mediki-pomogaya-drugim-stremitelno-podnimayutsya-po-karer.... Ссылка активна на 12.02.2021.
14. Выяснят, какие зеленые красавицы нравятся ульяновцам. Доступно по: http://ulgrad.ru/?p=89507. Ссылка активна на 12.02.2021.
15. Творческий семинар для педагогов-словесников города и области «Литературное краеведение – ресурс для сотрудничества». Доступно по: https://ulpressa.ru/событие/творческий-семинар-для-педагогов-сло/. Ссылка активна на 12.02.2021.
16. Портовое самоубийство. Доступно по: https://73online.ru/r/portovoe_samoubiystvo-68016. Ссылка активна на 12.02.2021.
17. Соцсети: ульяновские мародёры растащили товар из опрокинувшейся фуры (видео). Доступно по: https://73online.ru/r/socseti_ulyanovskie_marodery_rastashili_tovar_iz_oprokinuvsheysya_fury_video-8.... Ссылка активна на 12.02.2021.
18. Tameryan T.Yu. Chancellor of Germany in the Metaphoric Mirror of Political Discourse. Issues of Cognitive Linguistics. 2015;4(45):81-87.
19. Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Abakumova O.B., Volskaya N.N., Nikolaeva A.V. Metaphor in Political Media Discourse: Menatl Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018;8(4):377-384.
Количество показов: 700
ISBN 2619-029X (Online)