Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе

УДК 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-203-213

Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе

Авторы: Ю.С. Старостина


Получена: 28.12.2020 Принята: 21.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: В статье представлены результаты исследования, посвященного лингвоаксиологическому анализу американского драматургического дискурса XXI века. Современный драматургический дискурс в силу своей специфики и особого лингвистического статуса выступает пространством вербальной репрезентации индивидуальных лингвоаксиологических траекторий, анализ которых позволяет определить фрагмент ценностной системы, актуальной для социума в целом. Целью исследования является систематизация структурно-содержательных динамических характеристик личностных лингвоаксиосфер персонажей и определение степени их включенности в формирование той части социальной ценностной парадигмы, которая находит отражение в современнoй американской драме. Материалом практического исследования выступили пьесы, написанные американскими драматургами в пятилетний период XXI века (2015–2020 гг.) Индивидуальные лингвоаксиосферы, представленные в американском драматургическом дискурсе XXI века, – это подвижные иерархические конструкции, динамичность которых определяется жизненным опытом персонажей. С помощью метода лингвоаксиологической интерпретации, основанного на принципе сочетания аксиологического анализа и дискурс-анализа, было определено, что структура индивидуальных лингвоаксиосфер представляет собой симплифицированную версию социальной лингвоаксиосферы, но с ограниченным количеством ценностных доминант и актуализирующих их оценочных векторов при сохранении многообразия лингвистических средств оценочной репрезентации. Лингвистическое маркирование индивидуальных аксиосфер реализуется с помощью оценочных высказываний, включающих оценочные лексемы, частотность употребления которых характеризуется количественными и качественными флуктуациями у разных участников стилизованной коммуникации, и определяется оценочным потенциалом семантики языковых единиц. В американском драматургическом дискурсе индивидуальная аксиосфера вербализируется не только в личностных оценочных высказываниях, но и в реагирующих высказываниях на оценочные сообщения партнеров по стилизованному диалогу, а также в высказываниях оценки, объектом которой выступает коммуникант. Несовпадение содержательных оценочных векторов или отличие в расположении личностных ценностных доминант в границах индивидуальных лингвоаксиологических иерархий персонажей может приводить к коммуникативным сбоям. В результате лингвоаксиологической интерпретации индивидуальных лингвоаксиологических траекторий в американском драматургическом дискурсе XXI века был определен фрагмент актуальной социальной лингвоаксиосферы с акцентурацией центральных ценностных доминант.

Ключевые слова: лингвоаксиосфера, индивидуальная лингвоаксиологическая траектория, ценности, оценка, оценочные высказывания, оценочный маркер, драматургический дискурс

Для цитирования: Старостина Ю.С. Лингвоаксиосфера социума и личности в американском драматургическом дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №1. С. 203-213

For citation: Starostina J.S. Linguoaxiosphere of Society and Personality in American Drama Discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, pp. 203-213 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Ю.С. Старостина

Самарский национальный исследовательский университет 
имени академика С.П. Королева, 
443086, Самара, Российская Федерация, Московское шоссе, 34; 
e-mail: juliatim@mail.ru; ORCID ID: 0000-0003-1578-7590


Список литературы:
1. Манаенко Г.Н. Этичность текста как дискурсивная характеристика. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016;3:37-40.
2. Сидорова Н.А., Курочкина Е.В. Семантика ценностно маркированного дискурса. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2020;6:63–71. doi: 10.37482/2687-1505-V064. 
3. Кравец А.В., Утюганов А.А. Социальная природа ценностей и проблема организации и интериоризации ценностей и ценностных ориентаций в структуру личности. Вестник университета. 2016;(3):230-235.
4. Смолий Е.А. Проблема ценностей в отечественной науке. Социально-гуманитарные исследования. Сборник научно-методических трудов. М.: Перо; 2017:354-360. 
5. Казаченко О.В. Изучение слов, выражающих ценности, в различных лингвистических дисциплинах. Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2020;18:168-175. doi: 10.26170/pla20-01-17.
6. Sagiv L., Roccas S., Cieiuch J., Schwartz Sh.H. Personal values in human life. Nature Human Behaviour. 2017;1(9):630-639. doi: 10.1038/s41562-017-0185-3. 
7. Карасик В.И. Нарративное измерение лингвокультурных ценностей. Язык и культура. 2019;47:59-75. doi: 10.17223/19996195/47/4.
8. Краснобаева-Чёрная Ж.В. Опыт осмысления ценностной картины мира во фразеологии (на материале русского, украинского, английского и немецкого языков). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018;54:98-116. doi: 10.17223/19986645/54/6. 
9. Столяр Е.Д. Формирование смыслов оценочного характера в языке. Вопросы когнитивной лингвистики. 2019;2:41-48. doi: 10.20916/1812-3228-2019-2-41-48.
10. Boyd R.L., Wilson S.R., Pennebaker J.W., Kosinski M., Stillwell D.J., Mihalcea R. Values in Words: Using Language to Evaluate and Understand Personal Values. Proceedings of the Ninth International AAAI Conference on Web and Social Media. 2015:31-40.
11. Зайнульдинов А.А., Керо Хервилья Э.Ф. Лексикографическое описание эмоционально-оценочной лексики в русском и испанском языках. Вопросы языкознания. 2019;2:96-110. doi: 10.31857/S0373658X0004304-3.
12. Ağçam R., Özkan M. A Corpus-based Study on Evaluation Adjectives in Academic English. The Proceedings of the 1st GlobELT Conference on Teaching and Learning English as an Additional Language. 2015;199:3-11. doi: 10.1016/j.sbspro.2015.07.480. 
13. Biber D., Zhang M. Expressing Evaluation without Grammatical Stance: Informational Persuasion on the Web. Corpora. 2018;13(1):97–12. doi: 10.3366/cor.2018.0137.
14. Зиньковская А.В. Драматургический дискурс как статусно новое дискурсивное образование. Вестник Адыгейского государственного университета. 2015;2(153):36-42. 
15. Сахарова О.В. Жанры и роли (к вопросу о жанровой организации драматургического дискурса). Жанры речи. 2015;2(20):112-118.
16. Борботько Л.А., Вишневская Е.М. Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020;1:22-30. doi: 10.29025/2079-6021-2020-1-22-30. 
17. Eman A.J. Examining the Language of Drama Texts with a Reference to Two Plays: A Stylistic Study. International Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016;1(3):564-575.
18. Manoliu M.N. The Dramatic Discourse. International Journal of Communication Research. 2016;1(6):23-27.
19. Narang T.K. To Each Their Own. ProPlay: play scripts by professionals, online. Доступно по: https://proplay.ws/to-each-their-own/. Ссылка активна на 11.01.2021.


Количество показов: 494

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх