Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции

УДК 81`373.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-120-136

Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции

Авторы: А.В. Зубарева 


Получена: 17.12.2020 Принята: 15.01.2021 Опубликована онлайн: 25.03.2021

Резюме: Стремительные языковые и коммуникативно-речевые изменения, которые были вызваны к жизни развитием электронных коммуникаций, делают актуальной научную задачу их своевременного осмысления. Цель данного исследования заключается в обобщении и анализе результатов исследований функционирования онимов в электронной среде и интернет-коммуникации. В результате анализа выделяется два основных направления исследований, которые сложились в науке к настоящему моменту. Объектом исследования первой группы является функционирование имени собственного в интернет-дискурсе. В исследованиях этой группы интернет-среда является преимущественно источником языкового материала, который, однако, анализируется с учетом особенностей электронных коммуникаций (его поликодовости, неофициальности, интерактивности). Особенность этой группы исследований состоит в том, что их основной объект представлен либо конкретными языковыми явлениями, либо особыми типами дискурса, тогда как электронная коммуникация является вторичным признаком для его выделения. Второе направление исследований предполагает изучение новых ономастических явлений, которые своим существованием обязаны контексту электронной среды и ее коммуникативно-прагматическим и техническим особенностям. Данное направление исследований предполагает выявление новых типов онимов, которые были порождены интернет-коммуникациями, а также описание их характерных семантических, прагматических, стилистических и формально-грамматических особенностей. Особым статусом в ряду объектов, изучаемых в рамках второго направления, обладает такое явление, как никнейм, которое реализует целый комплекс признаков, позволяющих говорить о его принципиальной новизне и уникальности. В прагматико-коммуникативном плане никнейм является результатом автономинации, что способствует его использованию как средства самопрезентации и экспрессии; также никнейм обладает яркими формальными признаками, отражающими способы его конструирования (свободный выбор мотивирующих основ, языковая игра, активное использование неалфавитных символов). Отмечается воздействие, которое оказывают новые явления в интернет-ономастике на ономастическую систему в целом, и подчеркивается необходимость более пристального внимания к этому влиянию.

Ключевые слова: ономастика, оним, новое в ономастике, интернет-ономастика, интернет-коммуникации, интернет-дискурс, антропоним, никнейм, виртуальный антропоним

Для цитирования: Зубарева А.В. Онимы в интернет-коммуникации: новые явления и функции. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 120–136

For citation: Zubareva A.V. Onyms in Internet communication and electronic environment: new phenomena and functions. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, рр. 120–136 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.В. Зубарева 

Южный федеральный университет, 
344006, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, 
ул. Большая Садовая, 105/42; 
e-mail: azubareva@sfedu.ru;
ORCID ID: 0000-0002-5769-3923


Список литературы:
1. Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Дискурс и его типология в российской лингвистике. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 14-21. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-14-21.
2. Казяба В.В. К вопросу об отборе материала для антропонимических исследований никнеймов (на примере немецкоязычного интернет-сегмента). Вопросы ономастики. 2020; 1: 223-235.
3. Sousa X. Geonomastics on the Web: Visualizing Surname Distributions in a Regional Space. Вопросы ономастики. 2019; 3: С. 212-222.
4. Супрун В.И. Размышления над ономастической терминологией. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011; 8 (62): 133-138.
5. Ахметова А.Р. Городские интернет-мемы: лингвокультурологический аспект (на примере г. Уфы). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 102-111. DOI: 10. 29025/2079-6021-2020-1-102-111.
6. Джиоева В.П., Тамерьян Т.Ю. Воздействие новых информационных технологий на создание имиджа политического лидера в цифровом пространстве. Язык. Текст. Дискурс. 2018; 16: 167-175.
7. Аникина Т.В. Политизированные никнеймы в ономастическом пространстве чатов. Политическая лингвистика. 2011; 1 (35): 198-201
8. Шарифуллин Б.Я. Ономастические игры в российских информационно-психологических войнах. Экология языка и коммуникативная практика. 2016; 1 (6): 328-353.
9. Исмаилова О.И. Языковые средства реализации деструктивных речевых стратегий в российском и британском медиаполитическом дискурсе. Политическая лингвистика. 2019; 3 (75): 54-59.
10. Цонева Л.М. Имена российских политиков в болгарском политическом дискурсе. Политическая лингвистика. 2011; 1 (35): 56-63.
11. Юдина А.Д. Окказионализмы, мотивированные именами собственными. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2020; 195: 126-134.
12. Тамерьян Т.Ю., Качмазова А.У. Креолизованный текст в осетинском интернет-пространстве. Семантика, символика, прагматика. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; 12-3 (42): 166-170.
13. Тамерьян Т.Ю. О некоторых дискуссионных вопросах теории прецедентности. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2008; 10: 47-54.
14. Щербак А.С. Региональная ономастика в когнитивном аспекте. Тамбов: Тамбовский государственный университет; 2008.
15. Щербак А.С. Ономастический концепт как единица знания. Когнитивные исследования языка. Вып. 4. Концептуализация мира в языке. Под ред. Е. С. Кубряковой, Н. Н. Болдырева. Москва, Тамбов: Тамбовский государственный университет; 2009.
16. Тамерьян Т.Ю., Цаголова В.А. Номинативное поле социоперсонального концепта Kanzlerin Angela Merkel – Канцлер Ангела Меркель. Политическая лингвистика. 2013; 4 (46): 151-155.
17. Тамерьян Т.Ю. Канцлер Германии в метафорическом зеркале политического дискурса. Вопросы когнитивной лингвистики. 2015; 4 (45): 81-87.
18. Tameryan T.Y., Zheltukhina M.R., Slyshkin G.G., Abakumova O.B., Volskaya N. N., Nikolaeva A. V. Metaphor in Political Media Discourse: Mental Political Leader Portrait. Online Journal of Communication and Media Technologies. 2018; 8 (4): 377-384.
19. Сафронова Н.И., Ермакова Т.А. Особенности эргонимии города Сургута в начале XXI века (на материале коммерческих эргонимов). Вестник угроведения. 2019; 2: 260-270.
20. Карпенко М.Ю. Мотивация сайтонимов англоязычного сектора Интернета. Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014; 2: 35-39.
21. Коновалова М.В. Лингвистический анализ названий сайтов электронных изданий западногерманского направления. Знак: проблемное поле медиаобразования. 2010; (5): 32-33.
22. Аникина Т.В. Виртуальный антропоним в системе современной коммуникации. Уральский филологический вестник. Серия: Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. 2012; 2: 56-60.
23. Аникина Т.В. Имя собственное в Интернет-коммуникации. Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. 2010; 2 (75): С. 71-76.
24. Балкунова А.С. Никнейм — неологизм или окказионализм? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011; 1 (7): 92-96.
25. Балкунова А.С., Рянская Э.М. Место никнеймов в ономастике. Вестник Нижневартовского государственного университета. 2010; 3: 17-22.
26. Холодных Г.В. Никнейм как разновидность псевдонима. Библиография и книговедение. 2017; 3 (410): 84-95.
27. Соков А.А. Функционально-стилевые особенности никонимов в виртуальном дискурсе. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2013; 4 (79): 69-72.
28. Тюкина Т.В., Кочетков В.В. Разновидности диктонимов на портале www.mail.ru. Научный поиск. 2015; 1: 37-40.
29. Голованова Е.И. Антропоним как базовое средство индивидуальной и корпоративной идентификации и презентации в современной культуре. Челябинский гуманитарий. 2012; 1 (18): 45-50.
30. Шмелева Т.В. Русский рэп как пространство языкового креатива. Лингвистика креатива. Под ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т; 2009: 176-193.
31. Зубарева А.В. Никнейм как особый тип онимов: в поисках интегрального признака. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2018; 4: 115-123.
32. Попова А.Р. Морфологические приемы создания имени персонажа компьютерной игры. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2019; 3: 125-138.
33. Соков А.А. Автономинация как результат реализации лингвокреативного потенциала виртуальной языковой личности XXI века. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». 2014; 4: 78-84.
34. Врублевская О.В. Антропонимическая периферия как зона активности языковой моды. Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. 2016; 2 (51): 90-01.
35. Романова М.С. Псевдонимы в немецких и русских чатах. Вестник Вятского государственного университета. 2009; 3-2: 91-93.
36. Крылова М.Н. Язык современного интернет-общения (на материале интеллектуального контента социальной сети «ВКонтакте»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 128-137. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-128-137.
37. Цибизов К. Анонимность и экспрессивность как условия речевого поведения в чат-дискурсе. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009; 97: 231 – 235.
38. Андреев В.К. Автономинация в корпоративных языках молодежи: форма и содержание. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2011; 5 (59): 4–7.
39. Врублевская О.В. Языковая мода в эргонимии как социолингвистическая проблема. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014; 5-2 (35): 45-49.


Количество показов: 619

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх