Прецедентные имена из сферы-источника Music в медиадискурсе Великобритании
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2021-1-97-107
Прецедентные имена из сферы-источника Music в медиадискурсе Великобритании
Резюме:
В статье рассматриваются прецедентные имена из сферы-источника «Музыка», функционирующие в современном медиадискурсе Великобритании. Материал исследования – 300 прецедентных имен (ПИ), использованных в британских СМИ (BBC, The Financial Times, The Guardian, The Times, The Daily Mail, The Daily Telegraph, The Independent) в 2010-2020 гг. Теоретико-методологическая основа исследования – когнитивно-дискурсивная парадигма. Выделяется пять основных методик изучения прецедентных имен в медиадискурсе (методика анализа единичных ПИ; методика исследования ПИ, объединяемых сферой-источником; методика исследования ПИ, объединяемых сферой-мишенью; методика функционального анализа ПИ; методика исследования ПИ, объединяемых дискурсом). В соответствии с поставленной целью в настоящем исследовании используется методика изучения ПИ, объединяемых сферой-источником, в определённом национальном дискурсе. На основе анализа практического материала сделаны выводы о том, что (1) специфика сферы-источника определяет дискурсивные особенности функционирования ПИ в медиадискурсе; (2) особенность функционирования ПИ из рассматриваемой сферы-источника в британской прессе заключается в том, что журналисты отдают предпочтение онимам американских и британских музыкальных исполнителей, что обусловлено доминированием англоязычной музыки в мировой популярной культуре, при этом доминирующее место отводится рок-исполнителям, что также обусловлено лингвокультурологическими факторами (3) ПИ из сферы-источника «Music» выступают в медиадискурсе Великобритании как универсальные знаки, применение которых не ограничено музыкальной тематикой в сфере-мишени. Хотя большинство контекстов, в которых актуализируются ПИ, связаны с музыкой, рассматриваемые онимы могут использоваться для концептуализации феноменов из иных сфер общественной жизни (спорт, мода, терроризм и др.).
Ключевые слова: прецедентное имя, прецедентные феномены, интертекстуальность, музыка, СМИ Великобритании, медиадискурс
Для цитирования: Будаев Э.В. Прецедентные имена из сферы-источника MUSIC в медиадискурсе Великобритании. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2021. №1. С. 97–107
For citation:
Budaev E.V. Precedent names from source domain MUSIС in UK mass media discourse. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2021, no 1, рр. 97–107 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
Э.В. Будаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
620012, Екатеринбург, Российская Федерация, ул. Машиностроителей, 11;
e-mail: aedw@mail.ru;
ORCID ID: 0000-0003-2137-1364; Scopus Author ID: 56998735200
Researcher ID: Q-4542-2016
Список литературы:
1. Гудков Д.Б. Люди и звери. Русские прецедентные имена и зоонимы в национальном мифе. Лингвокультурологический словарь. М.: Гнозис; 2020.
2. Зырянова И.П. Прецедентные феномены в заголовках российской и британской прессы (2005–2009 гг.). Екатеринбург; 2016.
3. Иванова С.В., Чанышева З.З. Национально-культурные прецеденты в политической коммуникации. Политическая лингвистика. 2014;4:39-47.
4. Нахимова Е.А. Прецедентные онимы в современной российской массовой коммуникации: теория и методика когнитивно-дискурсивного исследования. Екатеринбург: УрГПУ; 2011.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ; 2007.
6. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. М.: Гнозис; 2002.
7. Словарь лингвокультурологических терминов / Авт.-сост. М. Л. Ковшова, Д. Б. Гудков. М.: Гнозис; 2017.
8. Нахимова Е.А. Прецедентное имя Наполеон в отечественных СМИ. Политическая лингвистика. 2007;3(23): 107–114.
9. Будаев Э.В., Чудинов А.П., Нахимова Е.А. Буратино как прецедентный феномен в российских СМИ. Детская книга как институт социализации: «золотой ключик» к миру взрослых. Нижний Тагил: НТГСПИ; 2019: 23–31.
10. Мищенко А.Н. Прецедентное имя Геракл в русскоязычных политических СМИ. Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2018;1: 155–161. DOI: 10.23683/1995-0640-2018-1-155-161.
11. Быкова Л.В., Коптякова Е.Е. Функционирование прецедентного имени «Мюнхгаузен» в современных российских печатных СМИ. Litera. 2017;2: 1–9.
12. Ма Т.Ю., Хлопова Т.В. Прецедентное имя библейского истока David в материалах электронной версии журнала Time. Theoretical and Applied Linguistics. 2019;5(2):41-57. DOI: 10.22250/24107190_2019_5_2_41_57.
13. Богоявленская Ю.В., Буженинов А.Э. Прецедентное имя «Наполеон» в исторической памяти Франции: опыт корпусного исследования. Политическая лингвистика. 2015;2(52): 137–143.
14. Стратиенко Ю.А. Фрейм «Золушка» как источник прецедентности в британских и американских СМИ. Bulletin of Voronezh state university. Series: Linguistics and intercultural communication. 2016;2: 102–107.
15. Нахимова Е.А. Имена русских царей как прецедентное поле в современных Российских СМИ. Bulletin of Perm University. Russian and foreign philology. 2009;2: 12–19.
16. Быкова Л.В. Немецкая философия как сфера-источник прецедентных феноменов в современной российской прессе. Язык и культура. 2012;1-2: 198–206.
17. Будаев Э.В., Щербинина П.П. Прецедентные имена со сферой-источником «Политика» в СМИ Великобритании (2010–2019 гг.). Политическая лингвистика. 2020;1(79): 27–34.
18. Наумова И.А. О прецедентных феноменах из сферы-источника «Русская классическая литература» в средствах массовой информации Российской Федерации. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2017;14(2): 81–87.
19. Черноморец М.В. Лингвокультурные концепты германских канцлеров: дисс. … канд. филол. н. Волгоград; 2009.
20. Богданович Г.Ю., Нахимова Е.А., Сегал Н.А. Библейские мотивы как источник формирования медийного образа Крыма. Язык и культура. 2019;47: 8–20. DOI: 10.17223/19996195/47/1.
21. Лисихина М.А. Использование прецедентных имен при создании образа России в англоязычных СМИ. Наука и образование на российском Дальнем Востоке: современное состояние и перспективы развития. Хабаровск: ТГУ; 2016: 339–346.
22. Сипко Й. СССР – только репрессии, деформации, застой? Политическая лингвистика. 2019;5(77): 193–201.
23. Charteris-Black, J. Analysing Political Speeches: Rhetoric, Discourse and Metaphor. Basingstoke: Palgrave-MacMillan; 2014.
24. Былевский В.П. Описание прецедентного имени в текстах массовой коммуникации КНР. Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016;11(750): 106–121.
25. Дулебова И.В., Крюкова Л.Б. Прецедентные имена русской культуры и истории в современных словацких СМИ. Вестник Томского государственного университета. 2017;425: 19–25. DOI: 10.17223/15617793/425/3.
26. Шумская Э.Н. Динамика прецедентных имен в СМИ Казахстана. Политическая лингвистика. 2011;2(36): 188–193.
27. Рогозина Л.Э. О людической функции прецедентного имени (на материале французского языка). Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2009;4: 72–79.
28. Гришаева Л.И. Прецедент как универсальное средство передачи и хранения культурной информации. Политическая лингвистика. 2008;1(24): 118–123.
29. Салахова А.Б., Грачева К.Л. Лингвистический анализ манипулятивных средств воздействия СМИ в период информационных войн (на материале прессы Германии). Политическая лингвистика. 2016;6(60): 132–138.
30. Саблукова В.А. Суггестивные механизмы использования национально-прецедентных феноменов в дискурсе конфликта (на материале реалий русской лингвокультуры в англоязычных СМИ). Вестник Челябинского государственного университета. 2014;16(345): 124–127.
31. Чернобров А.А. Компрессионная, гипертекстовая и эстетическая функции имен в тексте. Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. 2009;4: 109–117.
32. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. М.: Гнозис; 2003.
Количество показов: 520
ISBN 2619-029X (Online)