Специфика языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух»
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Специфика языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух»

УДК 811.111-26
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-190-199

Специфика языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух»


Кузнецов Р. А. /

Получена: 12.10.2020 Принята: 09.11.2020 Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Статья посвящена изучению специфичных лексических средств реализации образов героев-лидеров в рамках художественного произведения. В работе также рассматриваются типы лидерства М. Вебера (традиционное лидерство, рационально-легальное лидерство и харизматическое лидерство) и М.Г. Берне (преобразователи и дельцы), а также лексемы, эксплицитно передающие внешность героев-лидеров, которая имплицитно отражает как отношение писателя к героям, так и характер самих персонажей. Материалом для исследования послужили языковые единицы из романа-притчи Уильяма Голдинга «Повелитель мух», значения которых передают характерные черты внешности таких героев, как Ральф и Джек. В работе дается характеристика цветовой гаммы (маски, одежды) с позиции психологии восприятия цвета; невербального общения детей с упором на психологию невербального общения и подросткового возраста. Использование огромного пласта эмоционально-оценочной лексики (положительной и отрицательной) при описании внешнего вида Ральфа и Джека свидетельствует о том, что автор произведения пытается показать свое отношение к героям романа-притчи «Повелитель мух», посредством которых выражаются характерные внешние черты политических лидеров (демократичного и деспотичного). Уильям Голдинг при описании Ральфа и Джека использует принцип дуальности (два начала, которые либо несводимы друг к другу, либо противоположны): при описании Ральфа писатель использует лексемы только с положительной коннотацией, в то время как при воссоздании образа Джека используются только слова с негативной оценкой. Автор статьи приходит к выводу о том, что писатель испытывает симпатию к демократическому режиму, который выражен образом Ральфа и антипатию к тоталитаризму, который выражен образом Джека. В ходе данного исследования автор также приходит к выводу о том, что в образе Джека Меридью присутствуют типичные черты другого деспотичного лидера – Адольфа Гитлера. К данному выводу можно прийти благодаря знакомству с внешним описанием героя и используемыми им словоформами (обозначение животного местоимением женского рода, императивы и т.д.).

Ключевые слова: вербальный и невербальный язык, сообщение, невербальное поведение, императивность, язык жестов, вербальные и невербальные средства коммуникации

Для цитирования: Кузнецов Р.А. Специфика языковых средств реализации образов героев-лидеров в романе-притче Уильяма Голдинга «Повелитель мух». 2020. №4. С. 190–199

For citation: Kuznetsov R.A. Specificity of the language means of implementing the images of heroes-leaders in the parable-novel “Lord of the flies” by William Golding. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 190–199 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Р.А. Кузнецов
Самарский национальный исследовательский университет
 имени академика С.П. Королева,
(Российская Федерация, г. Самара)
ORCID ID: 0000-0001-7004-9991;
e-mail: 
ponpon19962@gmail.com


Список литературы:
1. Катаев Д.В. Типы демократического управления в социологии М. Вебера. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009;8:72-75.
2. Кравцова Г.О. Особенности и основные типы политического лидерства. Молодежь – будущее России (проблемы элитообразования). 2019:136-139.
3. Макевнина И.А., Черницына Т.В. Лексико-семантическое функционирование прилагательного белый в «Колымских рассказах» В. Шаламова. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020;6:131-134.
4. Суровцев В.А., Родин К.А. «Заметки о цвете» Людвига Витгенштейна: от логики цвета – к социологии цвета. ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020;24:25-38. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-25-38.
5. Аверьянова Н.А. Портретные характеристики: связь аспектуальной и лексической семантики. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019;2:131-137.
6. Дмитриева Ю.В. Аспекты невербального поведения с точки зрения языкового выражения. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019;7:168-175.
7. Golding W. Lord of the Flies. N., 2015.
8. Воркачев С.Г. Лики тщеславия: гламур и пафос. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018;29:34-42.
9. Власов М.С., Сычев О.А. Взаимодействие эмоциональных и лингвистических факторов в процессе переработки лексической информации (на материале имен существительных русского языка). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018;52:18–52. DOI: 10.17223/19986645/52/2.
10. Дементьев В.В. Лексико-семантический аспект непрямой коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2016;22:28-31.
11. Ким Л.Г. «Длина текста» как фактор множественной вариативности его интерпретационного функционирования. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017;49:38–51. DOI: 10.17223/19986645/49/3.
12. Ионова С.В. Лингвистика эмоций – наука будущего. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019;1:124-131.
13. Князева Е.Н. Визуальные образы на службе когнитивной науки. ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2020;23:58-75. DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-58-75.
14. Варламов А.А., Кравченко А.Н., Горбачева А.В., Осадчий М.А. Язык прикосновений: биологические аспекты тактильного восприятия и особенности тактильных коммуникативных сигналов. Вопросы языкознания. 2020;2:75–92.
15. Галимов Б.И. Психология подростковой агрессивности. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012;1:144-145.
16. Козьяков Р.В. Психология невербальных коммуникаций. М., 2014.
17. Нефёдов С.Т., Чернявская В.Е. Контекст в лингвистическом анализе: прагматическая и дискурсивно-аналитическая перспектива. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020;63:83–97. DOI: 10.17223/19986645/63/5.
18. Никифорова М.В., Чудинов А.П. Лингвополитическая персонология: методологические основы и методики анализа. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017;25:22-30. 


Количество показов: 3620

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх