Способы психологизации повествования в романе Мими ю «the girl king»
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Способы психологизации повествования в романе Мими ю «the girl king»

УДК 81.811.112
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-180-189

Способы психологизации повествования в романе Мими ю «the girl king»


Донцова А.А. / Махова И.Н. /

Получена: 15.10.2020 Принята: 09.11.2020 Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Данная статья посвящена анализу приёмов психологизации повествования в произведении Мими Ю «The Girl King». Авторы приводят определение термина «психологизация», сопоставляют данную семантико-стилистическую категорию, со смежными (эмотивностью и экспрессивностью), выделяют основные способы описания психоэмотивного состояния персонажей как в рамках исследуемого произведения, так и в целом. Авторы отмечают, что психологизация представляет собой не только процесс передачи внутренних переживаний, эмоций и чувств персонажа, но и его результат, выражающийся в оказанном на читателя в ходе прочтения произведения воздействия. Кроме того, выделяется роль культурологического компонента содержания романа как важного для создания и передачи необходимого для формирования верного восприятия генерализованного содержания читателем алгоритма.
Приёмы психологизации, рассмотренные в рамках анализа взятого в качестве материала исследования произведения, можно разделить на композиционные (форма повествования, членение произведения, ведение повествования от лица разных персонажей, использование графических средств) и образные (создание контраста, повторы, риторические вопросы, апосиопеза). Авторы также относят выбор лексических средств к способам организации внутреннего пространства романа таким образом, чтобы позволить читателю наиболее полно и ярко воссоздать в воображении образы мира и персонажей произведения, в специфической форме фэнтезийной репрезентации. 
В результате авторы приходят к выводу о наличии широкого ряда способов психологизации повествования, который не ограничивается только приведёнными в ходе исследования. Приёмы и методы описания психоэмоционального состояния персонажей детерминированные интенцией автора формируют особый тип «схемы действования» с текстом психологического произведения, погружая читателя в атмосферу интимизированного сопереживания.

Ключевые слова: психологизация повествования, современная проза, художественный дискурс, фэнтези, эмотивность, интимизация

Для цитирования: Донцова А.А., Махова И.Н. Способы психологизации повествования в романе Мими Ю «The Girl King». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. С. 180–189

For citation: Dontsova A.A., Makhova I.N. Methods of psychologisation in the novel “The Girl King” by Mimi Yu. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 180–189 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.А. Донцова
Северо-Кавказский федеральный университет
(Российская Федерация, г. Ставрополь)
ORCID ID: 0000-0002-0940-9510;
e-mail: nancy-ru@mail.ru

И.Н. Махова 
Ставропольский государственный аграрный университет
(Российская Федерация, г. Ставрополь) 
ORCID ID: 0000-0002-5364-3902;
e-mail: zheltova.ira71@mail.ru


Список литературы:
1. Психологизация. Энциклопедический словарь. 2009. Доступно по: http://niv.ru/doc/dictionary/encyclopedic/fc/slovar-207-189.htm#zag-110678. Ссылка активна на 24.10.2020.
2. Страхов И.В. Психологический анализ в литературном творчестве: пособ. для студ.: в 5 ч. Саратов, 1973–1976. 
3. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: кн. для учителя. Москва, 1988.
4. Чернец Л.В., Исакова И.Н. Теория литературы: Анализ художественного произведения. Доступно по: http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/ library.php?view=c&course=3&raz=2&pod=5. Ссылка доступна на 24.10.2020.
5. Левкович А.В. Особенности когнитивного подхода к изучению категории эмотивности (на примере частичного структурирования концепта «гнев»). Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007;24:47-52.
6. Volek B. Emotive Signs in Language and Semantic Functioning of Derived Nouns in Russian. Linguistic and Literary Studies in Eastern Europe. 1987;11;277 p. DOI: https://doi.org/10.1075/llsee.24
7. Шаховский В.И. Категоризация эмоций в лексико-семантической системе языка. Москва, 2008.
8. Бредихин С.Н. Схемопостроение в рамках метаединиц герменевтического процесса понимания и интерпретации. Современные проблемы науки и образования. 2014;4:458.
9. Щирова И.А. Психологический текст: деталь и образ. Санкт-Петербург, 2003.
10. Вагнер Я. Кто не спрятался. История одной компании. Москва, 2018.
11. Hawkins P. The Girl on the Train. London, 2016.
12. Roux M. Asylum. New York, 2013.
13. Mimi Yu. The Girl King. London, 2019.
14. Шифрин Б. Интимизация в культуре. Рига, 1989.
15. Бахтин М.М. Эпос и роман. Санкт-Петербург, 2000.
16. Alikaev R.S., Asanova M.S., Shiryaeva T.A., Cheprakova T.A., Bredikhin S.N. Representation of the morphological information at the level of lexical input during the process of speech decoding: philological and phenomenological hermeneutics vs. psycholinguistic models. XLinguae. 2018;11(1):70–81. DOI: 10.18355/XL.2018.11.01.07.
17. Israelashvili J., Sauter D., Fisch A. Different faces of empathy: Feelings of similarity disrupt recognition of negative emotions. Journal of Experimental Social Psychology. 2020;87. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jesp.2019.103912.
18. Калашникова Л.В. Виртуализация языковой картины мира на примере повести К. С. Аксакова «Облако». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018;1(29):51-61. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-1(29)-51-61.
19. Понятина Т.П. Коммуникативная стратегия сближения с адресатом художественного текста. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013;1(2):235-237.


Количество показов: 290

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх