Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков)
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков)

УДК 81’276.6
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-146-157

Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков)


Раздуев А.В. / Шаранова Е.Г. /


Резюме:

Получена: 27.10.2020 /Принята: 19.11.2020 /Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Анализ семантики и семантических оппозиций терминологических единиц является одним из продуктивных путей для понимания системной сущности терминологических явлений. Статья посвящена изучению семантических особенностей англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы, а именно – выявлению семантической структуры терминов и семантических оппозиций, возникающих между ними. В рамках семантической структуры музыкальных терминов, в совокупности своих связей и отношений формирующих музыкальную терминосистему, выделяются ядро, семантическая периферия и добавочная область семантики и классифицируются в соответствии с наличием данных компонентов на одноядерные, одноядерные с периферией и одноядерные с периферией и добавочной областью семантики. На первом этапе была составлена выборка музыкальных терминов в современных английском и русском языках, на втором – проанализирована семантическая структура терминоединиц, а на третьем – выделены ключевые аспекты номинации, согласно которым идет формирование эксплицитных и имплицитных оппозиций. Материалом для исследования послужила выборка англо- и русскоязычных терминологических единиц сферы музыки общим объемом 1000 единиц (по 500 единиц каждого языка), отобранных методом сплошной выборки из электронных и печатных источников, включающих словари и глоссарии, музыкальные нотации, монографии, учебники и учебные пособия, веб-порталы по музыкальной тематике. Методы исследования англо- и русскоязычных терминологических единиц музыкальной сферы включают метод сплошной выборки, методы компонентного и дефиниционного анализа, метод лингвокогнитивного моделирования, а также технологии количественного анализа. В рамках работы были выделены три группы музыкальных терминов в зависимости от их семантической структуры: в первую входят одноядерные терминологические единицы с семантической периферией, во вторую группу – одноядерные термины, а третью формируют одноядерные термины с периферией и добавочной областью семантики. Преобладающей в количественном плане является первая группа, число терминов в которой почти в 2,5 раза больше, чем во второй, третья представлена небольшим количеством единиц. Выделяются по крайней мере 6 частотных и 12 менее частотных аспектов номинации в рамках музыкальной терминологии. Частотными ключевыми аспектами номинации, по которым происходит формирование эксплицитных оппозиций, выступают: «Минорность / мажорность», «Громкость / высота звука», «Направление / направленность», «Расположение (локус)», «Единственность / Множественность», «Количество». Менее частотными аспектами номинации являются: «Слабость / сила», «Совершенство / несовершенство», «Цвет», «Наличие / отсутствие звука», «Структура», «Количество / Полнота / Размер», «Жанр музыки», «Материал», «Рекомендации по исполнению музыкального произведения», «Роль», «Стиль игры на инструменте», «Тип музыкального инструмента».
Ключевые слова: термин, терминология, терминосистема, музыка, семантика, семантические оппозиции, эксплицитная оппозиция, имплицитная оппозиция, ключевой аспект номинации, антонимия.
Для цитирования: Раздуев А.В., Шаранова Е.Г. Семантическая структура термина и семантические оппозиции в музыкальной терминологии (на материале английского и русского языков). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. С. 146–157.

For citation: Razduev A.V., Sharanova E.G. Semantic structure of the term and semantic oppositions in musical terminology (drawing on the English and Russian language material). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, рр. 146–157 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.В. Раздуев
Пятигорский государственный университет
(Российская Федерация, г. Пятигорск)
ORCID ID: 0000-0002-9936-014X;
Researcher ID: M-9246-2016;
Scopus Author ID: 56613436800; 
e-mail: arazduev@bk.ru

Е.Г. Шаранова
Пятигорский государственный университет
(Российская Федерация, г. Пятигорск)
ORCID ID: 0000-0002-9626-8225;
e-mail: ev0shar@yandex.ru


Список литературы:
1. Комарова З.И. Семантическая структура специального слова и ее лексикографическое описание. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991:156. 
2. Алимурадов О.А. Функциональная природа лексического значения. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004;4:77-82.
3. Алимурадов О.А., Лату М.Н. Особенности моделирования семантики терминоединиц. Терминологические оппозиции (на материале англоязычной военной терминологии). Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2010;3:6-15.
4. Алимурадов О.А., Чурсин О.В. Картины языка музыки. Функционально-семантическая характеристика современной английской музыкальной лексики: когнитивно-фреймовый подход. М.: URSS, 2009:183.
5. Андриевская В.Ю., Докуто Б.Б., Раздуев А.В. Семантические модели терминоединиц фундаментальной и прикладной терминосистем современного английского языка (сравнительный анализ на примере терминосистем нанотехнологий и газодобычи). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015;9-1(51):29-34.
6. Раздуев А.В., Дрокина А.Б., Дрокин С.М., Симонова Е.А. Особенности семантики англо-, испано- и русскоязычных терминов сфер генетики и генной инженерии. Вестник Пятигорского государственного университета. 2019;4:79-85.
7. Алимурадов О.А., Лату М.Н. Особенности терминологической номинации: когнитивно-семантический подход (на материале китайской и английской терминологии боевых искусств). Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2008;1-2(1):6-13.
8. Раздуев А.В., Алимурадов О.А. Некоторые антропоцентрические параметры терминологической номинации (на материале терминов-эпонимов сферы нанотехнологий). Когнитивные исследования языка. 2016;27:580-591.
9. Лату М.Н. Номинация в развивающихся терминосистемах: монография. Пятигорск: СНЕГ, 2015:192.
10. Лату М.Н. Англоязычная военная терминология в ее историческом развитии: структурно-семантический и когнитивно-фреймовый аспекты: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Ростов-на-Дону, 2009:222.
11. Горбунова Н.Н. Основные характеристики англоязычной терминосистемы сферы менеджмента и ее тематическая стратификация. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2014;2:76-83.
12. Хасанова З.С., Хакиева З.У. Семантические модели и семантические оппозиции, реализующиеся в корпусе англоязычных терминов сферы изобразительного искусства. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017;6(72)-3:168-172.
13. Асадова А.Ю. Некоторые лингвистические характеристики терминологических единиц (на примере современной англоязычной терминологии цифровой фотографии). Молодой ученый. 2015;6(86):794-799. 
14. Grossi M. Semantic Indexing of Musical Resources. The Application of the Nuovo soggettario System and its Implementation with a specialized Terminology. JLIS.IT.‏ 2020;11-2:59-81.
15. Herzog M., Lepa S., Egermann H., Schoenrock A., Steffens J. Towards a common terminology for music branding campaigns. Journal of Marketing Management. 2020;36(1-2):176-209.
16. Lather A. The Sound of Music the Semantics of Noise in Early Greek Hexameter. Greek and Roman Musical Studies/ 2020;5(2):127-146.
17. Стернин И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985:112.
18. Music Glossary: 50 Obscure Music Terms to Know. Доступно по: https://blog.landr.com/music-terms/. Ссылка активна на 30.10.2020.
19. Словарь русского языка Google от Oxford Languages. Доступно по: https://languages.oup.com/google-dictionary-ru/. Ссылка активна на 30.10.2020.
20. Ключ (музыка). Словари на Академике. Доступно по: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/971263. Ссылка активна на 30.10.2020.
21. Мультитран. Электронный словарь. Доступно по: https://www.multitran.com/. Ссылка активна на 30.10.2020.
22. Lingvo Live – онлайн-словарь от ABBYY. Доступно по: https://www.lingvolive.com/ru-ru/translate/en-ru/. Ссылка активна на 30.10.2020.
23. Английские музыкальные термины. Доступно по: https://music-mydream.com/blog/anglijskie-muzykalnye-terminy/. Ссылка активна на 30.10.2020.
24. Англо-русский словарь музыкальных терминов. Доступно по: http://www.vsemusic.ru/literature/dictionary/engrusdictlist.php. Ссылка активна на 30.10.2020.


Количество показов: 238

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх