Понятие «среда» в биокогнитивной концепции языка (лингвофилософский анализ)
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Понятие «среда» в биокогнитивной концепции языка (лингвофилософский анализ)

УДК 81-13
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-116-125

Понятие «среда» в биокогнитивной концепции языка (лингвофилософский анализ)


Макарова Е. А. /

Получена: 21.10.2020 Принята: 12.11.2020 Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Человек как биологический вид, обладающий языковой способностью, и окружающая его среда находятся в постоянном взаимодействии. Деятельностный аспект функционирования единства «человек – среда» определяет мышление и развитие человека, изменения в облике среды. Однако до сих пор не разработана методология, не сформулированы прикладные направления исследований когнитивной динамики языковых взаимодействий. В статье анализируются взгляды современных биологически ориентированных ученых на триаду человек – язык – среда, интерпретируется лексическая сочетаемость слова среда в русском языке, обобщаются полученные данные, обсуждается их практическое применение. Ключевыми составляющими понятия «среда» в аспекте ее сопряжения с ситуативной деятельностью наблюдателя являются ниша, как перцептуальное пространство действующего наблюдателя, человек, как единство сущностных характеристик, проявляющееся в поведении, языковая деятельность и знаки, опосредованные опытом, потребность, как специфическое состояние, мотивирующее к новой деятельности. Биокогнитивный подход к изучению понятия «среда» в теории и на практике позволяет установить неразрывную связь в триаде человек-язык-среда. Признав лингвистический статус понятия «среда», мы сможем расширить фонд знаний о человеке и значительно продвинуться в разработке методологии языка как биокогнитивного феномена.

Ключевые слова: биологизм, единство «человек-среда», взаимодействия, языковая деятельность, когнитивная динамика, лексико-семантический анализ

Для цитирования: Макарова Е.А. Понятие «среда» в биокогнитивной концепции языка (лингвофилософский анализ). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. C. 116–125

For citation: Makarova E.A. Views on environment in biocognitive studies of language (Linguo-philosophical analysis). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 116–125 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Е.А. Макарова
Иркутский национальный исследовательский технический университет
 (Российская Федерация, г. Иркутск)
 ORCID ID: 0000-0003-3630-1588;
Researcher ID:T-7474-2017;
e-mail: helenmak@yandex.ru


Список литературы:
1. Кравченко А.В. Два взгляда на экологию языка и экологическую лингвистику. Экология языка и коммуникативная практика. 2014;2:90-99.
2. Sinha C. Language and other artifacts: socio-cultural dynamics of niche construction. Frontiers in Psychology, 2015. Доступно по: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2015.01601/full https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01601 Ссылка активна на 20.10.2020.
3. Кобенко Ю.В. Язык и среда. Опыт систематизации данных междисциплинарных исследований: монография. Томск: Томский политехнический университет, 2017. 
4. Haugen E. The Ecology of language. Essays by Einar Haugen. Stanford: Stanford University Press, 1972.
5. Швец Н.О. Роль языка в структурировании знания: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2005:173.  Доступно по https://www.dissercat.com/content/rol-yazyka-v-strukturirovanii-znaniya Ссылка активна на 20.10.2020.
6. Maturana H.R. The Biological Foundations of Self Consciousness and the Physical Domain of Existence. Collected papers in Beobachter: Konvergenz der Erkenntnistheorien? (2nd ed.). Munich; 1992:47-117. 
7. Матурана У. Биология познания. Язык и интеллект. Сб. статей. М.: Прогресс; 1996:95−142.
8. Maturana H.R. Autopoiesis, structural coupling and Cognition: a history of these and other notions in the biology of cognition. Cybernetics and Human Knowing, 2002;9(3/4):5-34.
9. Kull K. Biosemiotics in the twentieth century: A view from biology. Semiotics, 1999; 124(1/4):385-414. 
10. Sebeok T. Signs: An introduction to semiotics. Toronto: University of Toronto Press, 1994. 
11. Златьев Й. Значение = Жизнь (+ Культура). Вып. 1. Язык и познание: методологические проблемы и перспективы. Сб. статей. М.: Гнозис; 2006:308-361.
12. Коули С. Дж. Понятие распределенного языка и его значение для волеизъявления. Вып. 2. Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Сб. статей. Иркутск: БГЭУП; 2009:192-228.
13. Лав Н. Когниция и языковой миф. Вып. 1. Язык и познание: Методологические проблемы и перспективы. Сб. статей. М.: Гнозис; 2006:105-135.
14. Cowley S.J. Distributed language. John Benjamins Publishing Co., 2011. 
15. Cowley S.J. Changing the idea of language: Nigel Love’s perspective. Language sciences. Elsevier Ltd., 2016;61:43-55. 
16. Steffensen S.V. Distributed language and dialogism: notes on non-locality, sense-making and interactivity. Language sciences, 2015;50:105-119.
17. Steffensen S.V., Kramsch C. The ecology of second language acquisition and socialization. Springer International Publishing AG 2017. DOI 10.1007/978-3-319-02327-4_2-1 
18. Бойко С. А. Англицизмы в современном русском языке: что и зачем заимствуется? Известия ИГЭА. 2012; (82):232-235. 
19. Верхотурова Т.Л. Фактор наблюдателя в языке науки. Иркутск: ИГЛУ, 2008. 
20. Дружинин А.С., Карамалак О.А. Язык в био-социо-культурной концепции: лексический и грамматический «уровни». Филологические науки в МГИМО. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017;12(4):5-15.
21. Кравченко А.В. Что такое коммуникация? Очерк биокогнитивной философии языка. Прямая и непрямая коммуникация. Сб. статей. Саратов: Колледж; 2003:27-39.
22. Кравченко А.В. Человек, язык, среда (к обоснованию холизма как метода-гуманитарной науки). Мир в языке. Серия Этногерменевтика и этнориторика. Кемерово, 2005;11:36-51.
23. Кравченко А.В. Когнитивный горизонт языкознания. Иркутск: БГУЭП, 2008.
24. Линелл П. Письменно языковая предвзятость лингвистики как научной отрасли. Вып.2. Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Cб. Статей. Иркутск: БГУЭП; 2009:153-192.
25. Linell P. The written language bias in Linguistics: Its nature, origins and transformations. London: Routltdge, 2005.
26. Карта слов и выражений русского языка. Доступно по: https://kartaslov.ru/сочетаемость-слова/среда. Ссылка активна на 28.07.2020.
27. Keller R.A. A theory of linguistic signs. Oxford UP, 1998. 
28. Harris R. Rethinking Writing. London: Athlone Press, 2000.
29. Vehkavaara T. Extended concept of knowledge for evolutionary epistemology and for biosemiotics Доступно по: http://www.uta.fi/~attove/vehka-f.htm. Ссылка активна на 10.08.2020.
30. Кравченко А.В. Знак, значение, знание. Очерк когнитивной философии языка. Иркутск: Иркут. обл. типогр. №1, 2001. 
31. Макарова Е.А. Виды знания в аспекте сопряжения категорий ОПЫТ и ЗНАНИЕ (на материале английского языка). Вопросы когнитивной лингвистики, 2016;2:74-83.
32. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл; КДУ, 2005.
33. Авдосенко Е.В., Панина Т. Г. Назидание как механизм языковой репрезентации опыта (на материале немецкого языка). Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. Тверь: ТвГУ, 2018;4:7-15.
34. Самкова М.А. Прагматика метафоры и метонимии в медиатексте. Экология языка и коммуникативная практика, 2019;4(2):99-111.
35. Швец Н.О. «Живое знание» и современные методы обучения. Понимание и рефлексия в коммуникации, культуре и образовании. Сб. статей. Тверь: ТвГУ; 2019:292-293.


Количество показов: 272

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх