Малоформатные тексты в американском медиадискурсе (на материале названий видеороликов о Дональде Трампе на платформе YouTube.com)
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Малоформатные тексты в американском медиадискурсе (на материале названий видеороликов о Дональде Трампе на платформе YouTube.com)

УДК 811.111
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-4-44-51

Малоформатные тексты в американском медиадискурсе (на материале названий видеороликов о Дональде Трампе на платформе YouTube.com)


Харьковская А. А. / Черкунова М. В. /

Получена: 12.10.2020 Принята: 30.10.2020 Опубликована онлайн: 25.12.2020

Резюме: Статья посвящена анализу названий интернет-видео-публикаций с позиций лингвопрагматики. Исследование выполнено на материале выборки из 300 англоязычных заголовков видео-материалов о Дональде Трампе, размещенных на платформе канала YouTube.com в период с 2016 по 2020 гг. Единицы выборки рассматриваются как особый тип малоформатного текста, обладающего всей совокупностью базовых характеристик традиционного текстового образования. Авторы исходят из положения о том, что заголовок в сжатом виде отражает функционально-прагматические параметры следующего за ним текстового материала, однако в силу своего малого объема предоставляет больше возможностей для отслеживания механизмов взаимодействия собственно лингвистических и дискурсивных инструментов выстраивания текста. В ходе анализа эмпирического материала использован метод дискурс-анализа, интерпретативный метод, а также метод лингвистического описания с привлечением приемов функционально-стилистической идентификации. Анализ содержательных параметров единиц выборки позволяет выявить фокусы общественного интереса применительно к фигуре американского президента, а также определить направления оценочных векторов в отношении данной политической фигуры. Далее языковая специфика малоформатных текстов названий рассматривается на уровне их лексической и синтаксической организации, а также с точки зрения использования средств языковой выразительности. В результате выстраивается система разноуровневых языковых инструментов, с высокой степенью категоричности вербализующих резко-негативное отношение общественности к личности политика. Кроме этого, выделяются пути повышения прагматического потенциала малоформатных текстов названий с учетом экстралингвистического фактора адресата, а также специфического канала передачи информации и осуществления способов прагматического воздействия. 

Ключевые слова: лингвопрагматика, медиадискурс, малоформатный текст, название, видеоролик, Дональд Трамп

Для цитирования: Харьковская А.А., Черкунова М.В. Малоформатные тексты в американском медиадискурсе (на материале названий видеороликов о Дональде Трампе на платформе YouTube.com). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №4. C. 44–51

For citation: Kharkovskaya A.A., Cherkunova M.V. Minitexts in American media-discourse (based on the titles of YouTube videos featuring Donald Trump). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 4, pp. 44–51 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.А. Харьковская
Самарский национальный исследовательский университет
 имени академика С.П. Королева
(Российская Федерация, г. Самара)
ORCID ID: 0000-0002-6532-0828;
e-mail: aax2009@mail.ru

М.В. Черкунова
Самарский национальный исследовательский университет 
имени академика С.П. Королева
(Российская Федерация, г. Самара)
ORCID ID: 0000-0003-4167-4530;
e-mail: m.cherkunova@mail.ru


Список литературы:
1. YouTube. Доступно по: https://www.youtube.com. Ссылка активна на 09.10.2020.
2. Веденева Ю.В. Структурно-семантические особенности организации малоформатных текстов заглавий англоязычных поэтических произведений, адресованных детской аудитории. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013;11-2(29):55-57. 
3. Kharkovskaya A.A., Ponomarenko E.V., Radyuk A.V. Minitexts in modern educational discourse: functions and trends. Training Language and Culture. 2017;1(1):62-76. 
4. Кривченко И.Б., Савина И.В. Малоформатные тексты авторских комментариев в англоязычном драматургическом дискурсе. Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса. Самара; 2019:83-95. 
5. Старостина Ю.С., Черкунова М.В. Негативная оценка в англоязычной стилизованной коммуникации: варианты ответного речевого поведения. Вестник Череповецкого государственного университета, 2020;4:177-188. 
6. Гатина Ю.А. Дискурсивные аспекты школьной коммуникации: на материале английских малоформатных интернет-текстов. Вестник Самарского университета. История, Педагогика, Филология, 2016;1:230-237. 
7. Копшукова Е.В. Роль малоформатных экзаменационных текстов в организации англоязычного дискурсивного пространства. Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса. Самара; 2019:66-83. 
8. Турлова Е.В. Прагмалингвистические характеристики малоформатных текстов (на материале названий англоязычных учебно-методических пособий): автореф. дисс. ... канд. филол. н. Самара; 2009:21. Доступно по: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003473034#?page=1.
9. Malyuga E.N., McCarthy M. Non-minimal response tokens in English and Russian professional discourse: A comparative study. Voprosy Jazykoznanija, 2020;4:70-86. (WoS, Scopus)
10. Толстолуцкая Е.В. Использование сложных слов, как проявление принципа языковой экономии в малоформатных текстах французских письменных СМИ. Наука и образование в жизни современного общества. Тамбов; 2015:139-141. 
11. Анисимов В.Е. Интертекстуальность малоформатных текстов французского кинодискурса. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 2020;11(2):357-367. 
12. Дементьев В.В. Заголовки с цифрами в интернет-медиа: лингвистические и прагматические характеристики. Вестник Томского государственного университета. Филология, 2020;63:5-27. (Scopus)
13. Kerans M.E., Marshall J., Murray A., Sabaté S. Research article title content and form in high-ranked international clinical medicine journals. English for Specific Purposes, 2020;60:127-139. (Scopus)
14. Храмченко Д.С. Аллюзии в заголовках англоязычных текстов деловой тематики: функционально-синергетический анализ. Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2013;19(3):165-167. 
15. Иноземцева Н.В. Концептосфера малоформатных текстов заголовков англоязычных статей по методической проблематике. Филологические чтения. Оренбург; 2009:124-129.
16. Драбкина И.В. Прогностические функции малоформатных текстов-заглавий произведений массовой литературы. Малоформатные тексты в различных типах англоязычного дискурса. Самара; 2019:16-32.
17. Дудникова М.С. Заглавия англоязычных телевизионных развлекательных передач в парадигме малоформатных текстов. Известия Самарского научного центра российской академии наук. Самара: «Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Самарский федеральный исследовательский центр Российской академии наук»; 2011:143-147.


Количество показов: 1154

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх