Эпическое в современной драме (на материале пьесы Фритца Катера «время любить время умирать»)
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Эпическое в современной драме (на материале пьесы Фритца Катера «время любить время умирать»)

УДК 821.112.2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-182-191

Эпическое в современной драме (на материале пьесы Фритца Катера «время любить время умирать»)


Сейбель Н.Э. / Шебельбайн Я.О. /

Получена: 07.07.2020 Принята: 31.07.2020 Опубликована онлайн: 25.09.2020

Резюме: На материале первой части «Юность/хор» пьесы «zeit zu lieben zeit zu sterben» (2001) современного немецкого драматурга и режиссера Фр. Катера в статье рассматриваются вопросы формирования в новейшей драматургии переходной жанровой формы, соединяющей черты монологической пьесы, эпизированной (термин А. Чиркова) и эпической драмы. Традиционно эти понятия, хотя и близкие друг другу, дифференцируются по степени соотнесённости с тем или иным родом литературы. Цель данного исследования – показать, как эпическое и драматическое соотносятся и взаимодействуют в рассматриваемой пьесе на уровне сюжетной организации, мотивной структуры, интертекстуальных связей. С опорой на мотивный, сюжетный и интертекстуальный анализ выстраивается драматургическая логика от исходного события к главному, акцентируется внеисторический, вневременной смысл пьесы: смысл повторяемости истории и судеб юных героев, выбирающих свой жизненный путь. Фрагментированное, наполненное фигурами умолчания и обретающее особое значение в интертекстуальном контексте символикой повествование организовано тем не менее вокруг трех главных событий, обуславливающих трансформацию героя на пути к новой жизни. Ставшие предметом специального рассмотрения в данной статье жанровые черты: целостность героя, принципы организации сюжета, мотивная структура, соотношение рефлексивности и действенности в монологическом повествовании. Среди выделенных мотивов особое место занимают мотивы поражения/аутсайдерства (проигрыша, разочарования, жизненного краха), поиска материнского начала (абсолютной и безусловной любви), крови и болезни. Катер создает «обеспредмеченную» пьесу, в которой практически не представлен материальный мир, а потому каждый предмет, упомянутый героем: машины, оливки, молочный пакет, нож – обретает символический смысл и монтируется в сюжетно-мотивную ткань повествования.

Ключевые слова: эпическая драма, мотивная структура, новейшая немецкая драматургия, Фр. Катер, интертекст

Для цитирования: Сейбель Н.Э., Шебельбайн Я.О. Эпическое в современной драме (на материале пьесы Фритца Катера «время любить время умирать»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 182–191

For citation: Seibel N.E., Shebelbayn Ya.O. Epik in modern drama (based on the play by Fritz Kater «Time to love time to die»). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 182–191 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Н.Э. Сейбель
Южно-Уральский государственный 
гуманитарно-педагогический университет
(Российская Федерация, г. Челябинск)
ORCID ID: 0000-0002-6840-8286;
e-mail: seibel_ne@mail.ru

Я.О. Шебельбайн
ORCID ID: 0000-0002-5218-7917;
e-mail: shebelbaynyao@cspu.ru


Список литературы:
1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.; 1975.
2. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Эстетика и литературная критика: в 2 т. М.: ГИХЛ; 1959;1:702.
3. Szondi P. Theorie des modernen Dramas 1880–1950. Frankfurt. M.; 1987.
4. Haas B. Plädoyer für ein dramatisches Drama. Wien; 2007.
5. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.; 2013.
6. Nissen-Rizvani K. Autorenregie/Theater und Texte von Sanine Harbeke, Armin Petras/Fritz Kater, Christiph Schlingensief und Rene Pollesch. Hamburg; 2011.
7. Klein C. Identiäts problematiken in Fritz Katers zeit zu lieben zeit zu sterben. Dramatische Transformationen: Zu gegenwärtigen Schreib- und Aufführungsstrategien im deutschsprachigen Theater. Bielefeld: Transcript Verlag; 2015:75-87.
8. Kapusta D. Epische Erzähl Techniken in der deutschen gegenwartsdramatik eine Untersuchung Der Gattungsauflösenden schreibverfahren. Zagreber Germanistische Beiträge. Berlin; 2011;20:139-150. 
9. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: ИДМИ;1999.
10. Чирков A.C. Эпическая драма. (Проблемы теории и поэтики). Киев; 1988.
11. Ремарк Э.М. На Западном фронте без перемен; Время жить и время умирать: Романы. Свердловск; 1990.
12. Bigliazzi S. Introduction: The Tyrant’s Fear. Comparative Drama, 2018;51(4). Available at: https://scholarworks.wmich.edu/compdr/vol51/iss4/1. Accessed July 19, 2020.
13. Затонский Д.В. Модернизм и постмодернизм: Мысли об извечном коловращении изящных и неизящных искусств. М.; 2000.
14. Катер Ф. Время любить – время умирать. Доступно по: https://theatre-library.ru/files/k/kater/kater_6587.doc. Ссылка активна на 14.07.2020.
15. Ищук-Фадеева Н.И. Новая драма: философские истоки и поэтические новации. Культурология, 2012;1(60):153-171.
16. Русанова О.Н. Мотивный комплекс как способ организации эпической драмы: на материале пьес Е. Шварца «Тень» и «Дракон»: автореф. дис. … канд. филол. наук. Новосибирск; 2006:22. Доступно по: https://dlib.rsl.ru/viewer/01003285753#?page=1. Ссылка активна на 19.07.2020.
17. Доценко Е.Г. Актуализация «Кандида»: просветительский сюжет для новой драмы. Филологический класс, 2018;3(53):79-84. DOI: 10.26170/fk18-03-12. 
18. Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.; 1986.
19. Гоголь Н.В. Театральный разъезд: собрание сочинений: в 8 т. М.; 1938;3.
20. Фрумкин К.Г. Сюжет в драматургии: от античности до 1960 гг. М.; СПб.; 2020.
21. Graham A. Songs of the Century. New Literary History, 2015;46;4:715-736. DOI: 10.1353/nlh.2015.0034. 
22. Burt St. Song. New Literary History, 2019;50;3:339-344. DOI: 10.1353/nlh.2019.0022


Количество показов: 518

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх