Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»

УДК 82-312.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-162–171

Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»


Молнар Ангелика /

Получена: 28.07.2020 Принята: 17.08.2020 Опубликована онлайн: 25.09.2020

Резюме: В статье рассматриваются вопросы раздвоения духа и тела, а также двойственной реальности («интерпретации через медиа/ виртуальность») и зеркальности в книге Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи». Дело в том, что герои и «авторы» двух романов, составляющих книгу, живут словно в двух мирах, «как в компьютерных играх». В работе, таким образом, выявляется, как Сосновский понимает современный синдром жизни и вообще постмодернистское явление гиперреальности и симулякра. Автор статьи исследует, как герои превращаются одновременно в людей и автоматов, как их тело оказывается машиной, которая оживает, и только «доверием» можно преодолеть ненадежность такой действительности. Материалом для разбора, следовательно, послужила также проблематика инстабильности «реальности и фикции», а также «автора и героя». Фиктивный же автор, писатель романа глядит на якобы реальных существ, живых лиц, с одной стороны, как на своих героев, а с другой, как на электрический предмет, вещь («кафеварку»), сближая эти два несовместимых явления и понятия. В ходе анализа текста «Апокрифа Аглаи» раскрываются как сложное соотношение автора и героя – восстание творения против своего творца, так и постоянная критика вымысла и слова. Поэтизмы переписываются с научно-технической позиции, которая также деконструируется во имя права на поэтический язык. В этой же связи работа посвящена и анализу мотивной и метафорической презентации отношений мужских и женских героев. Изучение растительных, зооморфных компонентов, музыкальных элементов и артефактов, относящихся к рассматриваемым образам, приводит к обнаружению параллелизмов между разными частями книги, в которых сталкивается несколько прочтений одной и той же истории женщины и мужчины: кто является хищником, а кто жертвой; кто автоматом, а кто человеком; кто творцом, а кто творением? Дискурсивная многослойность, стилистические пласты, интертекстуальные отсылки (к примеру, Фаусту) и т.д. взаимодействуют и создают все новые интерпретационные линии в произведении. Фокус внимания автора статьи, однако, обращается в первую очередь к проблеме самообретения и самоосмысления, что не может осуществиться без рассказа с детализацией своей собственной истории. Подытоживая анализ, автор статьи делает вывод о необходимости словесного оформления, переложения рассказа в метафорическое письмо с целью освещения сложного характера и нового смысла вопросов, выдвинутых и обсуждаемых в книге Сосновского.

Ключевые слова: Ежи Сосновский, «Апокриф Аглаи», мотивы и метафоры, женщина и мужчина, растение и автомат, музыка и письмо, тело и душа, потеря самости и самоосмысление

Для цитирования: Молнар А. Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. C. 162–171

For citation: Molnar A. Automatization and reborn of the characters in Jerzy Sosnowski’s The Aglaja Apocryph. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 162–171 (In Russ.)

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Ангелика Молнар
Дебреценский университет
(Венгрия, г. Дебрецен)
ORCID ID: 0000-0001-7896-1480;
Researcher ID: С-9032-2019;
Scopus Author ID; e-mail: mandzsi@gmail.com


Список литературы:
1. Козьмина Е.Ю. Композиция романа Е. Сосновского «Апокриф Аглаи»: моделирование читательской позиции. Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018;2-2(35):284-292.
2. Козьмина Е.Ю. Система нарраторов в гротескном нарративе романа «Апокриф Аглаи». Поэтика и прагматика нарративных практик. Коллективная монография. Екатеринбург: Интмедиа, 2019:141-153.
3. Щербак Н.Ф. «Апокриф Аглаи» Ежи Сосновского. Топос. Литературно-философский журнал. ежедневное сетевое издание. 15/11/2019. Доступно по:https://www.topos.ru/article/literaturnaya-kritika/apokrif-aglai-ezhi-sosnovskogo. Ссылка активна на 28.07.2020.
4. Голованова В.С. Мифопоэтика в романе Е. Сосновского «Апокриф Аглаи». Язык. Текст. Книга. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2019: 21-26. Доступно по: http://hdl.handle.net/10995/78117. Ссылка активна на 28.07.2020.
5. Стефанский Е.Е. Гротеск и его мифологические истоки в романах М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и Е. Сосновского «Апокриф Аглаи». Третьи Лемовские чтения: сборник материалов. Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2016:250-264. 
6. Сосновский Ежи. Апокриф Аглаи. СПб.: Азбука-классика, 2004. Доступно по: https://www.e-reading.club/book.php?book=1010067. Ссылка активна на 28.07.2020
7. Sosnowski Jerzy. Aglaja apokrif. Budapest: Európa Kiadó, 2006.


Количество показов: 402

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх