Эстетическая когниция постмодерна: жанр как игра
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-153-161
Эстетическая когниция постмодерна: жанр как игра
Кузнецова А. В. /
Резюме: DOI: _______________________________________________________________________________________ Получена: 03.08.2020 /Принята: 21.08.2020 /Опубликована онлайн: 25.09.2020 Резюме: В статье рассматривается игровой статус жанра в постмодернистской парадигме, определяющий вектор эстетической когниции как в литературоведческом, так и в читательском восприятии. Игра актуализировалась в литературе и искусстве второй половины ХХ в. как на тематическом, так и на структурно-композиционном уровне, что в целом становится основой формирования игровой поэтики и усиления жанрового синкретизма в постмодерне. Актуальность статьи определяется необходимостью выявления тех факторов, которые обусловливают особенности мировосприятия и мироотношения, свойственных авторам-постмодернистам, и определяют параметры эстетической когниции. Отступление от канона жанра становится для постмодерна эстетически значимым: жанровые признаки, не обладающие высокой степенью статичности, способны активизировать рефлексивно-интерпретативную деятельность в отношении произведения или творчества писателя в целом. Целью статьи является описание специфики эстетической когниции постмодерна с позиций осмысления в нем жанра как игры на примере реализации элементов игровой поэтики литературной сказки Нила Геймана «Звездная пыль» (1997). Задействуя фоновые знания читателя, актуализируя культурные коды, постмодерн вносит свой вклад в процесс обновления жанровых форм в мировом литературном процессе, а игра как ведущий принцип осуществления творческой деятельности в постмодернистской парадигме предстает как деятельность, осуществляемая по правилам, не ограничивающим творческий потенциал автора и позволяющим полно представить его интенции в произведении. Так, Нил Гейман в романе «Звездная пыль» последовательно и органично подвергает деконструкции все жанровые признаки сказки, что тем не менее уточняет ее философскую проблематику и позволяет многомерно расширить горизонты эстетической когниции. Ключевые слова: жанр, игра, игровая поэтика, эстетическая когниция, жанровые признаки, жанровый синкретизм, Нил Гейман. Для цитирования: Кузнецова Анна В. Эстетическая когниция постмодерна: жанр как игра. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 153–161
For citation: Kuznetsova Anna V. Aesthetic Cognition of Postmodern: the Genre as the Game. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 153–161 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
Анна В. Кузнецова
Южный федеральный университет
(Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону)
ORCID ID: 0000-0002-3001-3377;
Researcher ID: B-3050-2017;
Scopus Author ID: 56511410600;
e-mail: avkuznetsova@sfedu.ru
Список литературы:
1. Гейман Н. Звездная пыль: роман. М., 2019.
2. Томашевский Б.В. Теория литературы: поэтика. М.; 2003.
3. Caballero J.D.T. “I Found Pen, Ink and Paper [...] I Kept Things Very Exact”. Genreness in Robinson Crusoe. British and American Studies. 2019:25:15-24.
4. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
6. Лейдерман Н.Л. К определению сущности категории «жанр». Жанр и композиция литературного произведения. Калининград, 1976;3:3-13.
7. Лейдерман Н.Л. Теория жанра, исследования и разборы. Екатеринбург, 2010.
8. Kappeler E.J. Free verse, historical poetics, and settler time. Literature Compass. 2020:17(7):e12556. DOI: 10.1111/lic3.12556
9. Hajdu P. The many sources of meaning. Philosophy and Literature. 2020:44(1):124-139.
10. Kuznetsova E.O., Shafazhinskaya N.E., Kamenets A.V. Change of Postmodern Paradigm in Cultural studies and Socio-cultural Practice. Rupkatha Journal On Interdisciplinary Studies In Humanities. 2020;12(1).
11. Adeniyi E. Paratactic Narrative Mode and Taxonomic Conundrum of a Postmodern Verse Novel: Reading from Bernardine Evaristo’s Lara. Critique-Studies In Contemporary Fiction. 2020;61(2):157-170. https://doi.org/10.1080/00111619.2019.1697639
12. Wang W.M. Postmodern Play with Worlds The Case of At Swim-Two-Birds. Possible Worlds Theory and Contemporary Narratology: Frontiers of Narrative. 2019:132-156.
13. Назаренко Е.В., Приходько Н.А. Современная авторская сказка как пример постмодернистского дискурса. Доступно по: http://7universum.com/pdf/philology/2/Nazarenko1.pdf. Ссылка активна на 21.08.2020.
14. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.; 1982.
15. Тюпа В.И. Жанровая природа нарративных стратегий. Филологический класс; 2018:2(52):19-24.
16. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.; 2000.
17. Витгенштейн Л. Философские работы. М., 1994;1:141–163.
18. Делез Ж. О философии. Делез Ж. Переговоры. СПб.; 2004:176-202.
19. Carniel E.D., Soares M.C.D. Historical Tension and Narrative Form on the Novel American Gods, by Neil Gaiman. Revell-Revista de Estudos Literarios da Uems. 2019:3(23):83-109.
20. Викторова Н.А. Английская литературная сказка эпохи постмодернизма: Дис. …канд. филол. наук. Казань, 2011:180
Количество показов: 3675
ISBN 2619-029X (Online)