Медиалингвистические особенности российских и американских предвыборных президентских дебатов
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-82-91
Медиалингвистические особенности российских и американских предвыборных президентских дебатов
Гавриш А.Д. /
Резюме: Данная статья посвящена сравнению медиалингвистических особенностей президентских дебатов России и США. В работе анализируются эмоционально-насыщенные элементы речи российских и американских политиков, а также коммуникативные интенции, обусловленные самим форматом дебатов. Исследование проводится на материале предвыборных президентских теледебатов, проведённых в России в 2018 году и в США в 2016 году. Цель работы достигается путём применения сравнительно-сопоставительного метода и комплексного метода лексико-семантического, стилистического и эмотивного анализа. Актуальность исследования обусловлена высокой степенью значимости формата президентских дебатов в политическом медиадискурсе и интересом исследователей к изучению коммуникативного поведения языковой личности политика. Анализ фактического материала показал, что американские президентские дебаты существенно отличаются от российских, несмотря на наличие некоторых общих черт. В рамках российских предвыборных дебатов наблюдается большее по сравнению с американскими дебатами идейное и смысловое разнообразие, что способствует достижению плюрализма мнений. Американские дебаты демонстрируют идеологическое давление на проявления языковой личности политика, вынужденного действовать в рамках формально заявляемой неизбежной принадлежности к одной из двух партий. В ходе российских дебатов отмечается более живая и естественная коммуникация, насыщенная эмоциональными элементами. В американских дебатах диалог сторон осуществляется на базе педантичного следования формату. Такой диалог, по своей сути, можно охарактеризовать как дискретный набор подготовленных заранее монологических высказываний. Общей чертой для российских и американских дебатов является ожидаемость использования политиком когнитивно-эмоциональных шаблонов подачи информации.
Ключевые слова: медиадискурс, политический дискурс, языковая личность политика, имидж политика, президентские дебаты, диалог, политическая коммуникация
Для цитирования: Гавриш А.Д. Медиалингвистические особенности российских и американских предвыборных президентских дебатов. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. C. 82–91
For citation: Gavrish A.D. Media Linguistic Features of Russian and American Presidential Election Debates. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 82–91 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
А.Д. Гавриш
Московский городской педагогический университет
(Российская Федерация, г. Москва)
ORCID ID: 0000-0002-4791-5852;
e-mail: prostozachem@mail.ru
Количество показов: 2258
ISBN 2619-029X (Online)