Неологизмы английского языка: репрезентируемые ими области знания, принципы и механизмы создания
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-72-81
Неологизмы английского языка: репрезентируемые ими области знания, принципы и механизмы создания
Бабина Л.В. /
Резюме: DOI: . В статье рассматриваются английские неологизмы с позиции когнитивного подхода, что предполагает выявление тех областей знания, для репрезентации которых они оказываются востребованными, описание принципов, обеспечивающих появление новых знаний на основе уже существующих. Кроме того, автором анализируются некоторые когнитивные механизмы создания неологизмов, возникающих в результате переосмысления. Исследование выполнено на материале новых языковых единиц, отобранных на сайтах, посвященных неологизмам английского языка, методом сплошной выборки. В ходе анализа используется комплекс методов, основными из которых являются методы концептуально-дефиниционного анализа и когнитивное моделирование. В результате исследования было выявлено, что неологизмы репрезентируют области знания, традиционно вызывающие интерес (политика, экономика, область потребления). Вместе с тем отмечается большое количество неологизмов, отражающих знания о компьютерных и цифровых технологиях и разного рода взаимодействии человека с виртуальным миром. Определено, что появляющиеся при переосмыслении неологизмы создаются при помощи когнитивных механизмов «концептуальная метафора», «концептуальная метонимия», «концептуальная метафтонимия» и «конкретизация». Неологизмы создаются по следующим метафорическим когнитивным моделям: HUMAN BEING – ARTEFACT, ARTEFACT – ANIMAL, ARTEFACT – ARTEFACT, ABSTRACT – PHYSICAL, VIRTUAL – REAL, Animal – Animal, HUMAN BEING – Animal, которые используются как при переосмыслении простых, так и сложных слов. Описаны также принципы, определяющие запуск когнитивных процессов, обеспечивающих появление новых слов, репрезентирующих знания, которые возникают на основе уже существующих языковых структур: принцип экономии, принцип образности и субъективности, принцип привлечения новых интерпретативных реальностей, принцип ремотивации.
Ключевые слова: неологизмы, области знания, концептуальная деривация, языковые и когнитивные механизмы, когнитивные модели, принципы концептуальной деривации
Для цитирования: Бабина Л.В. Неологизмы английского языка: репрезентируемые ими области знания, принципы и механизмы создания. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 72–81
For citation: Babina L.V. English Neologisms: knowledge domains represented by them, principles and mechanisms of their creation. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 72–81 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
Л.В. Бабина
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина
(Российская Федерация, г. Тамбов)
ORCID ID: 0000-0003-1096-122X;
Scopus Author ID: 56285620000;
e-mail: ludmila-babina@yandex.ru
Количество показов: 669
ISBN 2619-029X (Online)