Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-64-71
Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции
Трубкина А. И. /
Резюме: Актуальность исследования определяется антропоцентризмом современной научной парадигмы лингвистики и необходимостью установления корреляций конституентов языкового сознания и объектов внешнего мира в структурировании и функционировании концептуальной метафоры в художественном тексте. Концептуальная метафора представляет собой ментальную топологическую проекцию взаимодействующих областей языкового сознания и окружающего мира. Цель статьи состоит в изучении функционально-прагматического потенциала метафорических моделей, построенных на основании концептуальной метафоры «Человек – Природа», в художественном тексте. Материалом исследования выступили художественные тексты романов И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», содержащие репрезентативные метафорические микро- и макроконтексты. Комплекс методов исследования включает метод сплошной выборки, дедуктивно-индуктивный метод, концептуальный анализ, метод лингвистической интерпретации. Функции метафорических контекстов, основанием которых выступает концептуальная метафора «Человек – Природа», заключаются в возможности репрезентации внутреннего мира персонажей, их общекультурного потенциала, социального статуса и происхождения; употребление метафор в речи персонажей (внешней и внутренней) позволяет говорить об образном восприятии мира этими героями, об уровне их эмоциональности и лингвокреативности, т.к. метафоры выступают своего рода схемами мышления человека. Анализ реализации концептуальной метафоры «Человек – Природа» в художественном тексте позволяет обнаружить и описать приоритетные когнитивные структуры авторского языкового сознания и ценности, свойственные индивидуально-авторской картине мира. Перспективы исследования состоят в возможности выявления приоритетных концептуальных метафор в индивидуально-авторской картине мира на материале художественных текстов с целью выявления и описания доминант языкового сознания и ценностной картины мира конкретного автора.
Ключевые слова: концептуальная метафора, метафорическая модель, художественный текст, авторская интенция, семантическое пространство художественного текста, индивидуально-авторская картина мира, языковое сознание
Для цитирования: Трубкина А.И. Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 64–71
For citation: Trubkina A.I. Conceptual Metaphor «Human Being – Nature» In Literary Text: Pragmatics and Functions. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 3, pp. 64–71 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
А.И. Трубкина
Южный федеральный университет
(Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону)
ORCID ID: 0000-0003-2375-1133;
e-mail: aitrubkina@sfedu.ru
Количество показов: 1998
ISBN 2619-029X (Online)