Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 1751 82 82-1/-9
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-185-194

Нарративная категория точка зрения в романе Л. Элтанг «Каменные клены»


Мозжерина М.С. /

Получена: 24.04.2020 Принята: 18.05.2020 Опубликована онлайн: 25.06.2020

Резюме: В настоящей статье рассматривается нарративная категория точка зрения: даны вводные теоретические замечания, раскрывающие и уточняющие это понятие в рамках современной теории нарратива, а также анализ данной категории в романе Лены Элтанг «Каменные клены». В нарратологии точка зрения является одной из ведущих категорий; она синонимична понятиям «фокализация», «перспектива» и «нарративная модальность» и непосредственно связана с нарратором произведения. В данной статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия точка зрения, рассматриваются сходства и различия, разные теоретические подходы к терминам «перспектива», «фокализация», «нарративная модальность». Анализ теоретических трудов, посвященных этой проблеме, также дает возможность заключить, что одна из ведущих ролей при построении нарратива отдается нарратору. В романе Л. Элтанг «Каменные клены» сталкиваются множество различных точек зрения (соответственно, несколько нарраторов): в тексте представлены несколько субъектов речи и несколько различных нарративных линий. Были рассмотрены основные нарративные и стилевые принципы, а также особенности нарративной организации романа «Каменные клены». Комплексные методы исследования позволили определить, что в романе Л. Элтанг «Каменные клены» сталкиваются множество различных точек зрения: в тексте представлены несколько субъектов речи и несколько различных нарративных линий; коммуникативная основа нарративного произведения, «мозаичность» повествования, разноуровневые авторские загадки и детективная сюжетная основа романа активизирует роль читателя «Каменных кленов», которому отдается функция одного из нарраторов произведения. В статье подчеркивается, что в романе формируется необъективный, ложный нарратив, разрушающий принципы классического повествования.

Ключевые слова: нарратив, точка зрения, фокализация, нарративная модальность, роман, мемуарная литература, детектив, нарратор

Для цитирования: Мозжерина М.С. Нарративная категория точка зрения в романе Л. Элтанг «Каменные клены». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. C. 185–194

For citation: Mozzherina M.S. Narrative category point of view in the novel «Stone maples» by L. Eltang. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 2, pp. 185–194 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

М.С. Мозжерина
Южно-Уральский государственный университет 
(Российская Федерация, г. Челябинск)
e-mail: marina_m90@list.ru


Список литературы:
1. Тамарченко Н.Д. Теория литературы: в 2 т. Т. 1. Теория художественного дискурса. Под ред. Н.Д. Тамарченко. М.: Академия; 2007.
2. Тюпа В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А. П. Чехова). Тверь: Твер. гос. ун-т; 2001.
3. Шмид B. Нарратология. М.: Языки славянской культуры; 2003.
4. Успенский Б.А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука; 2000.
5. Fludernik M. An Introduction to Narratology. Routledge; 2009.
6. Тюпа В.И. Что такое «нарративная модальность»? Доступно по: https://www.opennar.com/single-post/2016/03/27/Что-такое-нарративная-модальность. Ссылка активна на 20.03.2018. 
7. Урицкий А. Переводные картинки, или Борьба с небытием. Новое литературное обозрение. 2010;104:27-30.
8. Топоров В. Сколько стоит шедевр. Взгляд. 2006;5.11;20-23.
9. Липовецкий М. Три карты побега. Доступно по: http://os.colta.ru/literature/projects/13073/details/15612/ Ссылка активна на 19.03.2020
10. Семьян Т.Ф. Поэтика романа Лены Элтанг «Каменные клёны». Проблемы поэтики и стиховедения: мат. VII Международной научн.-теоретич. конф., посвящ. 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию со дня рождения выдающегося ученого, Героя Советского Союза Малика Габдуллина (4—6 мая 2015). 2015:195-197.
11. Элтанг Л. Каменные клены. М.: АСТ; 2008. 
12. Тюпа В.И. Кто такой нарратор? 2015. Доступно по: https://www.opennar.com/single-post/2015/11/20/Кто-такой-нарратор. Ссылка активна на 19.03.2018.
13. Alber J., Iversen S., Nielsen H.S., Richardson B. Unnatural Narratives, Unnatural Narratology: Beyond Mimetic Models. Ohio State University Press. 2010;2:113-136.
14. Ортега-и-Гассет Х. О точке зрения в искусстве. Доступно по: http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega10.txt Ссылка активна на 08.04.2020.
15. Тюпа В.И. Нарративная стратегия романа. Новый филологический вестник, 2011;18:8-24.


Количество показов: 458

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх