Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 1751 82 82-1/-9
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-147-156

Визуально-графические особенности текста в книге е. Мнацакановой «шаги и вздохи»


Япишина А.Е. /

Получена: 27.04.2020 Принята: 13.05.2020 Опубликована онлайн: 25.06.2020

Резюме: Статья посвящена изучению визуально-графических особенностей текста в творчестве Мнацакановой на материале стихотворений из книги Е.А. Мнацакановой «Шаги и вздохи», вышедшей в Вене в 1982 г. Обоснована актуальность изучения визуальной поэзии. Дан краткий обзор статей и диссертаций, в которых освещается творчество поэтессы. При этом выявлен значительный пробел в изучении её творчества – малоизученность визуального аспекта при наличии пласта работ, в которых отмечается визуально-аудиальный характер поэзии Е.А. Мнацакановой, отказавшейся от традиционной грамматической структуры в пользу традиционной музыкальной структуры. Рассмотрены два типа визуально-графических приёмов, наиболее ярко проявившихся в книге «Шаги и вздохи» – во-первых, расположение текста на странице, среди которых выделены следующие приёмы: сплошная запись текста, членение текста на несколько вертикальных потоков, фрагментарность, отступы, пробелы, голофрастические конструкции и, во-вторых, шрифтовая акциденция, внутри которой рассмотрено использование иноязычного и прописного шрифтов. Комплексные методы исследования позволили прийти к выводу, что визуально-графические приёмы, используемые Мнацакановой, обусловлены визуально-аудиальным характером её творчества и «стерео-скопично-фоничным» мышлением поэтессы. Также выявлены три функции, которые визуально-графические приёмы, рассмотренные автором статьи, выполняют в тексте: партитурная, т.е. организующая звуковой строй стихотворения при помощи отступов, пробелов, голофрастических конструкций, смыслообразующая, т.е. создающая дополнительную смысловую акцентуацию с помощью шрифтовой акциденции и функция целостного восприятия текста, обеспечивающая возможность многонаправленного чтения (запись сплошного текста, членение текста на несколько вертикальных потоков).

Ключевые слова: современная поэзия, визуальность, графика, визуальная поэзия, звуковая поэзия, Е. Мнацаканова

Для цитирования: Япишина А.Е. Визуальные особенности текста в книге Е. Мнацакановой «Шаги и вздохи». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. C. 147–156

For citation: Yapishina A.E. The text’s visual features in the E. Mnatsakanova’s book «Steps and sights». Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 2, рр. 147–156 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.Е. Япишина
Южно-Уральский государственный университет 
(Российская Федерация, г. Челябинск)
e-mail: ro.roy@yandex.ru


Список литературы:
1. Сальникова Е.В. Феномен визуальности и эволюция визуальной культуры. М.; 2012. 
2. Гик Ю.Л. Визуальная поэзия: теория и практика. Доступно по: http://www.reading-hall.ru/publication.php?id=12664. Ссылка активна на 20.04.2020. 
3. Матвеева М.С. Визуальная поэзия – биологический вид творчества. Статья первая. Гуманитарная парадигма, 2018;4:64-84. 
4. Аристов В.В. О книге стихов Е. Мнацакановой «Аrcadia». ARCADIA: Стихи. Из лекций. Статьи. 2004:7-9.
5. Корчагин К., Ларионов Д. Чтение партитур. Доступно по: http://os.colta.ru/literature/events/details/37507/. Ссылка активна на 19.04.2020. 
6. Мнацаканова Е.А. Шаги и вздохи. Четыре книги стихов. Вена; 1982. 
7. Stephanie Sandler. Visual Poetry after Modernism: Elizaveta Mnatsakanova. Slavic Review. 2008;63:610-641.
8. Самохоткин А. Фрагменты поэмы Елизаветы Мнацакановой. Интервью с автором. Доступно по: https://syg.ma/ @samokhotkin/ fraghmienty-poemy-ielizaviety-mnatsakanovoi-intierviu-s-avtorom. Ссылка активна на 19.04.2020. 
9. Руднев В.П. Стихосложение Елизаветы Мнацакановой. Доступно по: http://kolonna.mitin.com/archive/mj4546/rudnev.shtml. Ссылка активна на 19.04.2020. 
10. Мнацаканова Е.А. Осень в лазарете невинных сестёр. Доступно по: https://magazines.gorky.media/nlo/2003/4/osen-v-lazarete-nevinnyh-sester.html. Ссылка активна на 20.04.2020.
11. Бирюков С.Е. Року укор. СПб.; 2003:347-348. 
12. Бирюков С.Е. Поэзия: модули и векторы. Словомузыка Елизаветы Мнацакановой. Доступно по: http://www.topos.ru/article/3315. Ссылка активна на 20.04.2020.
13. Мнацаканова Е.А. Новая Аркадия. М.; 2018. 
14. Семьян Т.Ф. Визуальный облик прозаического текста. Челябинск; 2006. 
15. Суховей Д.А. Графика современной русской поэзии: дис. … д-ра филол. наук. СПб.; 2008: 288. Доступно по: http://levin.rinet.ru/FRIENDS/SUHOVEI/disser/index.html. Ссылка активна на 19.04.2020.
16. Фатеева Н.А. Синтез целого: На пути к новой поэтике; 2010:176-180.


Количество показов: 400

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх