Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81-2
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-133-146

Некоторые лингвистические особенности английских и русских рэп-текстов: сопоставительное исследование на материале текстов микрожанра грайм


Мухтарова А.С. / Алимурадов О.А. /

Получена: 17.04.2020 Принята: 12.05.2020 Опубликована онлайн: 25.06.2020

Резюме: Статья посвящена сопоставительному анализу лингвистических характеристик англоязычного и русскоязычного песенного дискурса конца XX – начала XXI вв. на материале произведений в жанре рэп. Сегодня рэп является одним из наиболее популярных музыкальных жанров во всём мире. Данный музыкальный жанр динамично развивается, осмысляя различные стороны современной жизни, имеющиеся у людей проблемы, в связи с чем он обладает достаточно широкой аудиторией. Актуальность исследования определяется необходимостью углубления лингвистического понимания креолизованных текстов, лакунарностью концепции жанров поликодовых текстов, а также высокой степенью интертекстуальности исследуемых текстов. Материалом для исследования послужили англоязычные и русскоязычные тексты рэп-произведений таких исполнителей, как Skepta, Oxxxymiron. Источником текстов послужил сайт Genius. Особое внимание в работе уделяется классификации поджанров и микрожанров рэпа с выделением микрожанра грайм, который был взят в качестве ключевого для исследования. Опираясь на результаты эмпирического анализа дискурсивного материала, авторы утверждают, что в русскоязычном и англоязычном грайме можно найти ряд общих и дифференциальных черт. Среди общих черт названы использование прецедентных имен, эксплицитных цитаций, употребление метафор, антитез, повторов, игры слов, сленгизмов, обсценной лексики и эдлибов. В англоязычном грайме не найдены аллюзии на мифологию, библейский текст или иные литературные произведения, которые частотно присутствуют в треках русскоязычного исполнителя. Авторы делают вывод о том, что в русскоязычном грайме различные способы реализации интертекстуальности представлены в более широком спектре, чем в англоязычном грайме.

Ключевые слова: рэп-текст, сопоставительное исследование, текст, микрожанр, грайм, музыкальный жанр, русский язык, английский язык

Для цитирования: Мухтарова А.С., Алимурадов О.А. Некоторые лингвистические особенности английских и русских рэп-текстов: сопоставительное исследование на материале текстов микрожанра грайм. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. С. 133–146

For citation: Mukhtarova A.S., Alimuradov O.A. Some linguistic peculiarities of the English and Russian rap texts: a comparative study drawing on the material of texts of grime microgenre. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 2, pp. 133–146 (In Russ.). 

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

А.С. Мухтарова
Новороссийский филиал ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный 
университет» (Российская Федерация, г. Новороссийск)
ORCID ID: 0000-0002-6589-029X;
e-mail: nastya-sam-97@mail.ru

О.А. Алимурадов
ФГБОУ ВО «Пятигорский государственный университет»
(Российская Федерация, г. Пятигорск)
ORCID ID: 0000-0002-8686-8374;
e-mail: alimuole@mail.ru


Список литературы:
rap-hip-hop/. Ссылка активна на 01.04.2020.
2. DelaiRap. Рэп-словарь. Доступно по: https://delairap.com/uchebnik/slovar-rap/. Ссылка активна на 01.04.2020.
3. Добжанская О.Э. Шаманский обряд Нганасан: опыт этномузыковедческого исследования: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02. Новосибирск, 1997:18.
4. Genius. We will rock you. Доступно по: https://genius.com/Queen-we-will-rock-you-lyrics. Ссылка активна на 01.04.2020.
5. T-Kid, Celia San Miguel. The nasty terrible T-Kid 170. Germany: From Here to Fame, 2005:192.
6. Cooper M. Street Play. Berlin: From Here To Fame, 2006:122.
7. Луков В.А. Хип-хоп культура. Знание. Понимание. Умение, 2005;1:147-151.
8. Пырова Т.Л. Формирование хип-хоп культуры: от социального контекста до академического феномена. Культура и искусство, 2017;12:92-97.
9. Фролова Е.В. Рэп как форма социально-политической рефлексии в современной российской культуре. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015:52.
10. Цаплин Р.С. Художественные особенности текстов рэп-группы «макулатура»: феномен и поэтика. Челябинск: ЮУрГУ, СГ-215, 2017:87.
11. Немецкий рэп: краткий экскурс в историю. Доступно по: https://outstyle.org/article/nemeckij-ryep-kratkij-yekskurs-v-istoriyu. Ссылка активна на 01.04.2020.
12. Французский рэп: появление, эволюция и обретение своего «я». Доступно по: https://outstyle.org/article/francuzskij-ryep-poyavlenie-yevolyuciya-i-obretenie-svoego-ya. Ссылка активна на 01.04.2020.
13. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров: собрание сочинений в семи томах. М.: Русские словари, 1996;5:159-206. 
14. Анисимова Т.В. Стилистика и риторика об оценке самостоятельности речевых жанров. Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 2: Языкознание, 2012;1(15):246-249.
15. Дементьев В.В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи. Вопросы языкознания, 2015;6:78-107.
16. Grime – голос Туманного Альбиона. Доступно по: https://stoneforest.ru/look/culture/music/grime-golos-tumannogo-albiona/. Ссылка активна на 01.04.2020.
17. The New Yorker. True grime. Доступно по: https://www.newyorker.com/magazine/2005/03/21/true-grime. Ссылка активна на 01.04.2020.
18. Butts R. ‘More than a collection of songs: the concept album in country music’. Mid-American Folklore, 1988;16/2:90-99.
19. Феоктистов Ф.П. Тенденции современной электронной музыки в контексте постмодернизма. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 2016;5(73):127-131.
20. Skepta. Blacklisted (Музыкальный альбом). Neesha, 2012.
21. Oxxxymiron. MiXXXtape II: Долгий путь домой (Музыкальный альбом). Porchy, 2013.
22. Ка-тет feat. Oxxxymiron. Террариум (Музыкальный альбом). Ripbeat, 2017. 
23. Oxxxymiron. Вечный жид (Музыкальный альбом). NMDC, 2011. 


Количество показов: 455

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх