Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-125-132
Топос иронии в рецептивно-интерпретативном пространстве художественного текста постмодерна
Кузнецова А. В. /
Резюме: В статье рассматривается основной смысло- и текстообразующий механизм организации художественного текста – топос иронии с позиций установления его роли в рецепции и интерпретации постмодернистского мировоззрения, воплощенного в таком тексте. Поскольку реальность не мыслится постмодерном вне языка (текста), постольку возрастает необходимость рецептивной компетенции и оперирования информацией, определенной конкретной сферой коммуникации и обладающей точностью. Реципиент фокусируется только на необходимой ему части информационного потока, поэтому текст является основой методологии мировосприятия. Культурные коды и культурные компетенции приобретают свойства регулятивных механизмов, способных осуществлять отбор воспринимаемых фактов. Актуальность статьи состоит в установлении тех коррелятивных связей и факторов, которые определяют рецепцию и интерпретацию художественного текст постмодерна. К таким факторам относим топос иронии, корректное декодирование которой обусловливается пресуппозициями, свойственными представителю определенного социо- и лингвокультурного коллектива. Всем художественным текстам постмодерна свойственен игровой характер, что, в свою очередь, определяет теперь фундамент художественного творчества вообще, а не только тех текстов, которые ставят комическое или лишь сатиру в составе комического в центр художественного мира, определяя ими эстетические задачи. Целью статьи является определение онтологического статуса топоса иронии в рецептивно-интерпретативном пространстве художественного текста постмодерна. Топос иронии в художественном тексте постмодерна – тексто- и стилеобразуюший принцип эстетической практики конкретного автора, целью которого является вовлечение в диалог реципиента, сотворчество в рецептивно-интерпретативной деятельности, «развертывание» самого художественного текста в координатах иронического и игрового сценария. Поскольку ирония является своего рода интеллектуальной провокацией, позволяющей автору выявить «своего» читателя, возникает также необходимость рассматривать топос иронии применительно к специфике того или иного социо- и лингвокультурного коллектива.
Ключевые слова: художественный текст, топос, ирония, пастиш, рецептивно-интерпретативное пространство, пресуппозиция, постмодерн
Для цитирования: Кузнецова Анна В. Топос иронии в рецептивно-интерпретативном пространстве художественного текста постмодерна. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. C. 125–132
For citation:
Kuznetsova Anna V. Topos of irony in the receptive-interpretative space of the postmodern literary text. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics, 2020, no 2, pp. 125–132 (In Russ.)
Язык: русский
Об авторе:
Анна В. Кузнецова
Южный федеральный университет
(Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону)
ORCID ID: 0000-0002-3001-3377;
Researcher ID: B-3050-2017;
Scopus Author ID: 56511410600;
e-mail: avkuznetsova@sfedu.ru
Список литературы:
1. Барт Р. Смерть автора. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994:384-391. Доступно по: . Ссылка активна на 04.04.2020.
2. Фуко М. Что такое автор? Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996:448. Доступно по: http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt_with-big-pictures.html. Ссылка активна на 07.04.2020.
3. Лассан Э. О локусах культуры как реализации пространственных координат сознания (Облака и обрывы русской культуры). Доступно по: http://ling.x-artstudio.de/ Ссылка активна на 05.04.2020.
4. Хазагеров Г.Г. Топос vs. Концепт. Доступно по: www.khazagerov.com/. Ссылка активна на 05.04.2020.
5. Kuznetsova E.O., Shafazhinskaya N.E., Kamenets A.V. Change of Postmodern Paradigm in Cultural studies and Socio-cultural Practice. Rupkatha Journal On Interdisciplinary Studies In Humanities. 2020;12(1).
6. Adeniyi E. Paratactic Narrative Mode and Taxonomic Conundrum of a Postmodern Verse Novel: Reading from Bernardine Evaristo’s Lara. Critique-Studies In Contemporary Fiction. 2020;61(2):157-170. https://doi.org/10.1080/00111619.2019.1697639.
7. Clare R. Metaffective fiction: structuring feeling in post-postmodern American literature. Textual Practice. 2019;33(2–SI):263-279. https://doi.org/10.1080/0950236X.2018.1509269.
8. Osmukhina O.Yu.; Gudkova S.P. Detective Genre in the West and in Russia. Tarih Kultur Ve Sanat Arastirmalari Dergisi-Journal of History Culture And Art Research. 2020;9(1):315-324. DOI: 10.7596/taksad.v9i1.2313.
9. Khoreva L.G. Buddhist And Ancient Mythologems In The Works Of V. Pelevin As A Reflection Of The Modern Picture of The World. Vestnik Slavianskikh Kultur-Bulletin Of Slavic Cultures-Scientific And Informational Journal . 2019;54:257-264.
10. Wang W.M. Postmodern Play with Worlds The Case of At Swim-Two-Birds. Possible Worlds Theory And Contemporary Narratology: Frontiers of Narrative. 2019:132-156.
11. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015:416.
12. Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике. Труды по знаковым системам. Тарту, 1964;1:194.
13. Витгенштейн Л. Философские исследования. Витгенштейн Л. Философские работы. М.: Гнозис. 1994;1:612.
14. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы филос. Герменевтики. Пер. с нем., общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988:704.
15. Руднев В. Прочь от реальности. Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000:432.
16. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры. М.: Языки русской культуры, 1999:544.
17. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий. М.: Азбука-классика. Non fiction, 2018:440.
Количество показов: 4226
ISBN 2619-029X (Online)