Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81:159.955+37.025.7
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-103-112

Особенности интерпретации идиом на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной деятельности субъекта (на материале произведения Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес»)


Калашникова Л.В. /

Получена: 30.04.2020 Принята: 21.05.2020 Опубликована онлайн: 25.06.2020

Резюме: Статья посвящена выявлению особенностей интерпретации идиом на этапе наглядно-образного мышления. Способность субъекта к восприятию внешнего сходства предметов делает невидимыми их скрытые особенности. В процессе когнитивной деятельности субъект учится воспринимать и интерпретировать окружающую действительность как совокупность предметов, ситуаций с целью самоидентификации. Общеизвестно, что одной из самых сложных форм метафорического мышления является способность субъекта к интерпретации переносного значения. По мере целенаправленного развития воображения приобретаемая способность к метафорическому мышлению влияет на понимание многих аспектов языка, в том числе корректную интерпретацию идиом. Целостное значение фразеологизмов, идиом вызывает серьезные затруднения в процессе усвоения языка ребенком. По причине ограниченного запаса фоновых знаний и соответствующих когнитивных структур ребенок пытается интерпретировать каждый компонент отдельно, теряя образность, но одновременно придавая идиоме или фразеологизму индивидуальное и необычное значение. Маленькие исследователи, руководствуясь предметным мышлением, воспринимают идиомы как предложения, где свободно сочетаются слова. Интерпретация идиом зависит от ряда внутренних и внешних факторов, а также наличия фоновых знаний об окружающей действительности и правилах успешного речевого взаимодействия. Разнообразные языковые средства отражают динамику детской речи в процессе формирования способности субъекта к интерпретации переносного значения. При взаимодействии с окружающей действительностью осознание собственного «Я» субъектом неизбежно порождает у него противоречия первичности познания реальности и новой информации. Объединение старой и новой информации ведет к созданию проблемной ситуации и ее осознанию. Не всегда новые факты укладываются в рамки известных понятий и алгоритмов поведения. Попытки разрешения проблемных ситуаций с помощью поиска и создания новых способов и методов решения, образов, значений, выявляющих новые свойства окружающего мира, свидетельствуют об активности субъекта в процессе познавательной деятельности.

Ключевые слова: метафорическое мышление, когнитивная деятельность, познание, идиомы, наглядно-образное мышление, субъект, фоновые знания, проблемная ситауция, восприятие, понимание

Для цитирования: Калашникова Л.В. Особенности интерпретации идиом на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной деятельности субъекта (на материале произведения Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране Чудес»). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. С. 103–112

For citation: Kalashnikova L.V. Special Features of Idioms Interpretation at the Stage of Eye-Mindedness in the Cognition Process of a Subject. (as exemplified in L. Carroll «Alice’s Adventures in Wonderland»). Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2020, no 2, рр. 103–112 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Л.В. Калашникова 
Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева
(Российская Федерация, г. Орел)
ORCID ID: 0000-0002-4809-5446;
Scopus Author ID: 57195526645;
e-mail: lkalashnikova@inbox.ru


Список литературы:
1. Lakoff G., Johnson М. Metaphors We Live By. Chicago: IL., 1980:420.
2. Щур Е. Метафора во плоти: почему поэтическое мышление основано на телесном опыте. Доступно по: https://theoryandpractice.ru/posts/10027-metaphor-alive. Ссылка активна на 31.03.2020.
3. Калашникова Л.В. Метафорические аспекты воображения. Роль воображения в решении познавательных задач на этапе наглядно-образного мышления. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2018;3(31):177-188. DOI: 10.29025/2079–6021-2018-3(31)-177-188.
4. Добровольский Д.О., Караулов Ю.Н. Идиоматика в тезаурусе языковой личности. Вопросы языкознания. 1993;2:5-15.
5. Кабакова С.В. Образное основание идиом (психолингвокультурологические аспекты): автореф. дис.…канд. пед. наук. Москва, 1999:28.
6. Ковшова М.Л. Культурно-национальная специфика ФЕ (когнитивные аспекты): автореф. дис…канд. пед. наук. Москва, 1996:22.
7. Телия В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: 1996:289.
8. Понамарева Е.В., Пыльненькая Е.А., Булыгина И.В., Гончарова Н.Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации развития дошкольника. Вопросы дошкольной педагогики. 2017;3:63-68. Доступно по: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/. Ссылка активна на 18.01.2020.
9. Гопник Э. Что происходит в голове у ребенка? Доступно по: https://ideanomics.ru/lectures/13565. Ссылка активна на 26.02.2020.
10. Siegler R.S. Children’s thinking (2nd ed.). Prentice-Hall, Inc. 1991. DOI: https://psycnet.apa.org/record/1993-97800-000.
11. Понимание идиом. Доступно по: http://ru.knowledgr.com/19263765/) Ссылка активна на 01.03.2020.
12. Кэрролл Л. Приключения Алисы в Стране Чудес. Пер. с англ. Н.М. Демурова. Доступно по: http://lib.ru/CARROLL/alisa.txt. Ссылка активна на 26.02.2020.
13. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М., 1999:382.
14. Цейтлин С.Н. Детская речь. Ребенок осваивает фразеологизмы. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Доступно по: https://lib.herzen.spb.ru/text/tseytlin_11_10_61_66.pdf). Ссылка активна на 26.02.2020.
15. Питеркина Ю.С. Фразеологизмы в детской речи. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009;108:128-133. Доступно по: https://lib.herzen.spb.ru/ media/ magazines/contents/1/108/piterkina_108_128_133.pdf. Ссылка активна на 04.04.2020.
16. Бородич A.M. Методика развития речи детей: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1981:255.
17. Ляховская Ю.С. Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста: дис. ...канд. пед. наук. Москва, 1968:19.
18. Carroll L. Alice’s Adventures in Wonderland. Доступно по: http://www.wonderland-alice.ru/translations/english/?curPos=4. Ссылка активна на 26.02.2020.
19. Acredolo L.P. Development of spatial orientation in infancy. Developmental Psychology. 1978;14(3):224–234. DOI: https://doi.org/10.1037/0012-1649.14.3.224.
20. McCloskey M. Oxford psychology series: Visual reflections: A perceptual deficit and its implications. Oxford University Press. 2009;47. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195168693.001.0001.
21. Corballis M.C., & Beale I.L. The psychology of left and right. Lawrence Erlbaum. 1976. DOI: https://psycnet.apa.org/record/1977-05127-000.
22. Farrell W.S. Coding left and right. Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 1979;5(1):42–51. DOI: https://doi.org/10.1037/0096-1523.5.1.42.
23. Valtonen J., Dilks D.D, McCloskey M. Cognitive representation of orientation: A case study. Cortex. 2008;44:1171–1187. DOI: https://doi.org/10. 1016/j.cortex.2007.06.005.
24. Бурачевская О.В. Особенности восприятия пространства старшими дошкольниками с недоразвитием речи. Молодой ученый. 2015;8:840-846. Доступно по: https://moluch.ru/archive/88/17551/. Ссылка активна на 26.02.2020.
25. Gregory Emma, Barbara Landau, Michael McCloskey. Representation of Object Orientation in Children: Evidence from Mirror-Image Confusions. Visual cognition. 2011;19,8:1035-1062. DOI: https://doi.org/ 10.1080/ 13506285. 2011. 610764.


Количество показов: 1133

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх