Содержание номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание номера

УДК 811.11-112
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-2-53-60

Реализация когнитивной модели «еда как источник опасности» в российском медиа-дискурсе


Шевченко В.Д. / Мамет П. /

Получена: 20.04.2020 Принята: 14.05.2020 Опубликована онлайн: 25.06.2020

Резюме: Настоящая статья посвящена анализу когнитивных и прагматических факторов репрезентации пищи в медиа-дискурсе, а также особенностям языковых средств данной репрезентации. В статье анализируются языковые средства реализации когнитивной модели «еда как источник опасности» в российском медиа-дискурсе. В статье также рассмотрена связь между реализацией когнитивных моделей и прагматическими целями журналистов, которые направлены на негативную репрезентацию пищи в медиа-дискурсе. В рамках предпринятого исследования были также проанализированы доминантные компоненты когнитивных моделей. Авторы приходят к выводу о том, что выдвижение таких компонентов, как участники, пища и напитки, характеристики объекта (пищи), действия, последствия и др. обусловлено прагматическими целями журналистов, которые заключаются в попытке привлечь внимание к определенным блюдам или предотвратить негативные последствия употребления пищи. Наполнение компонентов когнитивной модели определенным содержанием посредством языковых единиц приводит к реализации прагматической цели журналиста. Статья вносит вклад в углубление таких разделов лингвистики, как когнитивная семантика, прагмалингвистика, медиалингвистика, теория текста и дискурса. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для анализа реализации когнитивных моделей в других типах дискурса, а также в теоретических курсах по лингвистике текста, дискурс-анализу, медиалингвистике.

Ключевые слова: российский медиа-дискурс, репрезентация пищи, когнитивная модель, доминантные компоненты, пища

Для цитирования: Шевченко В.Д., Мамет П. Реализация когнитивной модели «еда как источник опасности» в российском медиа-дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №2. С. 53–60

PDF (RUS)

Язык: английский


Об авторе:

В.Д. Шевченко
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева
(Российская Федерация, г. Самара)
ORCID ID: 0000-0001-6357-2477;
Researcher ID: I-8620-2018;
Scopus Author ID: 57203173126; e-mail: vds@ssau.ru

П. Мамет
Технический университет в Гливице (Республика Польша, г. Гливице)
ORCID ID: 0000-0002-8776-4163;
Researcher ID: Z-4972-2019;
e-mail: p.mamet@wp.pl


Список литературы:
1. Tomaščíková S. Cultural Heritage and Food – New Media Narratives – New Meanings and New Identities. European English Messenger. 2015;2:49-57.
2. Иванцова Е.В. Концепт ХЛЕБ в дискурсе диалектной языковой личности. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018;56:47-64. DOI: 10.17223/19986645/56/4.
3. Олянич А.В. Гастрономический дискурс. Дискурс Пи. 2015;2:157-160.
4. Пожидаева Е.В., Карамалак О.А. Хэштеги в социальных сетях: интенции и аффордансы (на примере группы сообщений на английском языке по теме «Food» (пища/ еда). Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018;55:106-118. DOI: 10.17223/19986645/55/8.
5. Eddy J. Food for thought? The cultural appropriation of food in contemporary media. SKASE Journal of Literary and Cultural Studies. 2019;2:40-50. Available at: http://www.skase.sk/Volumes/SJLCS02/pdf_doc/05.pdf/. Ссылка активна на 14.04.2020.
6. Fischler C. Food, self and identity. Social Science Information. 1988;27:275-293.
7. Matrozi-Marin A. Food and language as means of communication and markers of social and cultural identity. in esse: English Studies in Albania. 2018;9(1):120-135.
8. Tomaščíková S. Media narratives: the means of communication and consumption. In: A Journey through Knowledge: Festschrift in Honour of Hortensia Pârlog. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2012:96-108.
9. Tomaščíková S. Food in the media: above and below the sea level of a hypermodern culture. In: Šnircová Soňa, Tomaščíková Slávka. (eds.) Postmillennial Trends in Anglophone Literatures, Cultures and Media. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2019:156-173.
10. Shevchenko V.D. Representation of cooking in the British media discourse: cognitive and pragmatic aspects. in esse: English Studies in Albania. 2018;1:109-119.
11. Guzzo S., Gallo A. “Please accept my apologies”: English, food, and identity in TripAdvisor discourse. International Journal of Language Studies. 2019;13(4):141-158.
12. Grochowska R. Food security in political discourse of the Common Agricultural Policy. Acta Sci. Pol. Oeconomia. 2017;16(1):25-32. DOI: 10.22630/ASPE.2017.16.1.03.
13. Binet L. ‘Touche pas à mon pain au chocolat!’ The theme of food in current French political discourses. Modern & Contemporary France. 2016;24(3):239-252. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09639489.2015.1127219.
14. Ehrlich M.F., Tardieu H., Cavazza M. Les modèles mentaux. Approche cognitive de representations. Paris: Masson, 1993.
15. Воркачев С.Г., Воркачева Е.А. Дискурс и его типология в российской линг­вистике. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019;3:14-21. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-14-21.
16. Чернявская В.Е. Методологические возможности дискурсивного анализа в корпусной лингвистике. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017;50:135-148. DOI: 10.17223/19986645/50/9.
17. Шевченко В.Д., Шевченко Е.С. Художественная форма в социальной коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019;1:46-52. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-46-52.
18. Евсеева И.В., Крейдлин Г.Е. Фреймовое моделирование фрагментов лексико-словообразовательных гнезд с семантикой ‘заболевание’. Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017;49:5-23. DOI: 10.17223/19986645/49/1.
19. Эксперты назвали семь наихудших вариантов ночного перекуса. Доступно по: https://iz.ru/906246/2019-08-04/eksperty-nazvali-sem-naikhudshikh-variantov-nochnogo-perekusa. Ссылка активна на 14.04.2020.
20. Ученые рассказали об увеличивающем риск ранней смерти режиме питания. Доступно по: https://iz.ru/940201/2019-11-06/uchenye-rasskazali-o-uvelichivaiushchem-risk-rannei-smerti-rezhime-p.... Ссылка активна на 14.04.2020.
21. Диетолог назвала ухудшающие настроение продукты. Доступно по: https://iz.ru/939370/2019-11-03/dietolog-nazvala-ukhudshaiushchie-nastroenie-produkty. Ссылка активна на 14.04.2020.


Количество показов: 604

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх