Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде

УДК 811-26
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-204-211

Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде


Башиева С. К. / Шогенова М.Ч.  /

Получена: 16.01.2020 Принята: 04.02.2020 Опубликована онлайн: 25.03.2020

Резюме: В статье рассматривается проблема влияния русского языка на развитие современной языковой личности, актуализация которой сопряжена с очевидными в России масштабными социальными явлениями, отражающими глобальное языковое и культурное многообразие; подчеркивается, что в Кабардино-Балкарии она связана с полиэтническим характером республики, особенностями развития языковой ситуации, в которой предопределяются доминирование функционального статуса русского языка и предпосылки его влияния на становление языковой личности; усиливается внимание к специфике развития нового формата коммуникативного пространства в контексте тенденций к стремлению сохранения языка и культуры титульных народов республики на фоне активных процессов формирования российской национальной идентичности. Материалом работы послужили результаты многолетних авторских наблюдений и исследований, посвященных вопросам специфики региональной языковой практики и ее влияния на становление языковой личности на дошкольном и школьном этапах обучения и воспитания, поэтому основное внимание в статье сосредоточено на образовательной системе, в которой языком преподавания всех предметов является русский язык, что обусловливает формат его изучения в соответствии с требованиями к знаниям и компетенциям обучающейся языковой личности. На основе представленных иллюстрационных и статистических данных, их описания, сопоставления, анализа выявлены некоторые проблемы школьного преподавания русского языка, оказывающего доминирующее влияние на становление языковой личности; обозначены вопросы необходимости количественного увеличения и качественного развития лингвистических и коммуникативных «готовностей» (по Ю.Н. Караулову) языковой личности на разных ступенях образовательной системы и их соотношения с минимальными обязательными требованиями к ее лингвистическим умениям и компетенциям в процессе изучения русского языка в школе.

Ключевые слова: русский язык, языковая личность, лингвистические умения и коммуникативные готовности, полиэтническая среда

Для цитирования: Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 204-211. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-204-211

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 802

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх