Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-204-211
Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде
Башиева С. К. / Шогенова М.Ч. /
Резюме: В статье рассматривается проблема влияния русского языка на развитие современной языковой личности, актуализация которой сопряжена с очевидными в России масштабными социальными явлениями, отражающими глобальное языковое и культурное многообразие; подчеркивается, что в Кабардино-Балкарии она связана с полиэтническим характером республики, особенностями развития языковой ситуации, в которой предопределяются доминирование функционального статуса русского языка и предпосылки его влияния на становление языковой личности; усиливается внимание к специфике развития нового формата коммуникативного пространства в контексте тенденций к стремлению сохранения языка и культуры титульных народов республики на фоне активных процессов формирования российской национальной идентичности. Материалом работы послужили результаты многолетних авторских наблюдений и исследований, посвященных вопросам специфики региональной языковой практики и ее влияния на становление языковой личности на дошкольном и школьном этапах обучения и воспитания, поэтому основное внимание в статье сосредоточено на образовательной системе, в которой языком преподавания всех предметов является русский язык, что обусловливает формат его изучения в соответствии с требованиями к знаниям и компетенциям обучающейся языковой личности. На основе представленных иллюстрационных и статистических данных, их описания, сопоставления, анализа выявлены некоторые проблемы школьного преподавания русского языка, оказывающего доминирующее влияние на становление языковой личности; обозначены вопросы необходимости количественного увеличения и качественного развития лингвистических и коммуникативных «готовностей» (по Ю.Н. Караулову) языковой личности на разных ступенях образовательной системы и их соотношения с минимальными обязательными требованиями к ее лингвистическим умениям и компетенциям в процессе изучения русского языка в школе.
Ключевые слова: русский язык, языковая личность, лингвистические умения и коммуникативные готовности, полиэтническая среда
Для цитирования: Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Русский язык как фактор формирования языковой личности в полиэтнической среде// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 204-211. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-204-211
Язык: русский
Количество показов: 802
ISBN 2619-029X (Online)