О концентрации фразеологических единиц как идиостилистическом приёме (на материале прозы М.А. Шолохова)
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

О концентрации фразеологических единиц как идиостилистическом приёме (на материале прозы М.А. Шолохова)

УДК 81
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-160-166

О концентрации фразеологических единиц как идиостилистическом приёме (на материале прозы М.А. Шолохова)


Внуковская А.В. /

Получена: 20.01.2020 Принята: 01.02.2020 Опубликована онлайн: 25.03.2020

Резюме: В настоящем исследовании мы рассматриваем явление концентрированного использования фразеологических единиц (ФЕ) в художественной прозе М.А. Шолохова как стилистический прием, характерный для идиостиля писателя. Каждый контекст обладает возможностями актуализировать определенные стороны фразеологической семантики и создавать смысловые изменения. Однако соположение нескольких ФЕ в русском языке нетипично, что объясняется самой их природой, ограничивающей сочетаемостные потенции: изначальная образность, экспрессивность и целостность значения. Однако М.А. Шолохов часто прибегает к приему окказиональной сочетаемости по модели ФЕ + ФЕ с целью интенсификации образности и усиления экспрессивного эффекта. Писатель сознательно увеличивает протяженность текста за счет «нанизывания» фразеологизмов, их окказиональной сочетаемости между собой, в результате чего достигает усиления эстетической функции в своих произведениях: уточнения, дополнения и расширения образа; дает речевую характеристику персонажей. Различные виды амплификации и включение фразеологических единиц в текстовые парадигмы также способствует интенсификации образно-экспрессивного потенциала повествования. Так как фразеологизмы представляют собой языковые единицы, характеризующиеся изначальной образностью и экспрессивностью, их потенциальные возможности увеличения художественного эффекта посредством организации фразеологизмов по определенной синтаксической модели весьма значительны и перспективны. Анализ художественной прозы М.А. Шолохова позволяет говорить о тщательной работе писателя по развитию концентрации ФЕ как стилистического приема. В ранних произведениях чаще наблюдается более простая по структурно-семантической организации концентрация фразеологических единиц. В более поздних произведениях писателя прослеживается тенденция к ее усложнению.

Ключевые слова: концентрация ФЕ, стилистический прием, амплификация, интенсификация образности, идиостиль

Для цитирования: Внуковская А.В. О концентрации фразеологических единиц как идиостилистическом приёме (на материале прозы М.А. Шолохова)// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 160-166. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-160-166

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 428

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх