Функционально-стилистическая окраска лексики региональных СМИ
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-128-134
Функционально-стилистическая окраска лексики региональных СМИ
Егорова Э.В. / Крашенинникова Е.И. / Крашенинникова Н.А. /
Резюме: В настоящей статье рассматриваются особенности функционально-стилистической окраски лексики региональных СМИ (на примере газет Ульяновской области). Авторы провели анализ комплекса публикаций сайтов трех ведущих Ульяновских газет – Ульяновск сегодня, Молодежная газета и Симбирский курьер в период с июля 2019 г. по февраль 2020 г. Авторы проанализировали язык газетных СМИ, особенности печатной публицистики и лексической окраски региональных изданий. Для исследования стилистической окраски слов в региональных газетах мы проанализировали порядка 100 страниц статей различной направленности, которые содержат 180 000 печатных знаков с пробелами. Проведённый контент-анализ позволил выявить четыре основные типа лексики с функционально-стилистической окраской. По результатам анализа выявлено доминирование официально-деловой, публицистической, интернет лексики, а также употребление научно-технических терминов. Согласно количественному подсчету, наиболее употребительной группой лексики с функционально-стилистической окраской является группа публицистического стиля (150 лексических единиц), в рамках которого обнаружено использование публицистических клише и общественно-политической лексики. В рамках группы официально-деловой лексики основными подгруппы были собственно деловая, экономическая и юридическая лексика. В публикациях СМИ также широко используются неологизмы, не зарегистрированные в лексикографических источниках. Следует особо подчеркнуть тот факт, что современные газетные СМИ характеризуются активным использованием заимствований, причем чаще всего в русской прессе наблюдаются англицизмы. Это связано с тем, что английский язык приобрел статус глобального языка, поскольку сегодня он играет большую роль в каждой культуре и в каждом государстве, включая Россию, что и отражается в российской прессе.
Ключевые слова: стилистическая окраска, региональные СМИ, общественно-политическая лексика, публицистическая лексика, Интернет лексика, научно-технические термины, заимствования
Для цитирования: Егорова Э.В., Крашенинникова Е.И., Крашенинникова Н.А. Функционально-стилистическая окраска лексики региональных СМИ// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 128-134. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-128-134
Язык: русский
Количество показов: 429
ISBN 2619-029X (Online)