Элиминация фигуры автора в современном русском деловом медиадискурсе: формы и факторы
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Элиминация фигуры автора в современном русском деловом медиадискурсе: формы и факторы

УДК 81`42: 81`27
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-92-101

Элиминация фигуры автора в современном русском деловом медиадискурсе: формы и факторы


Ширяева О.В. /

Получена: 15.01.2020 Принята: 02.02.2020 Опубликована онлайн: 25.03.2020

Резюме: Фигура автора и ее репрезентация в тексте являются центральными проблемами теории дискурса, а потому нуждаются во всестороннем изучении, в том числе на материале конкретных дискурсов. Выраженность репрезентации авторской фигуры напрямую зависит от действия множества дискурсивных факторов, включая установки на информирование или воздействие, жанровой и дискурсивной традиции, институциональных правил конкретного дискурса. В статье на основании данных, полученных из изданий «Коммерсантъ», «РБК», «Эксперт», «Бизнес-журнал», «Forbes» за 2017–2019 гг., осуществляется анализ механизмов элиминации репрезентации автора текста в русском деловом медиадискурсе. В ходе исследования применялись методы наблюдения, дискурсивного анализа, лексического, грамматического и синтаксического анализа, контекстного анализа. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что репрезентация авторской фигуры в медиатексте осуществляется при помощи сложной системы средств, которая включает дейктические элементы, модальность, лексические, синтаксические, стилистические и композиционные средства; в эту систему средств также вовлекаются содержательные особенности (оценка, точка зрения). При анализе репрезентации фигуры автора в медиадискурсе необходимо учитывать не только внутреннюю структуру текста и жанровые нормы, но и стратегию, формирующую дискурс конкретного издания, а также его предназначение (ср. рекламные материалы). В репрезентации авторской фигуры важную роль играют паратекстуальные отношения с дополняющими текст компонентами, как вербальными (подпись), так и невербальными (фотография); при оценке подписи важными являются такие показатели, как ее наличие/отсутствие, а также ее начальная или конечная позиция. В современном русском деловом медиадискурсе обнаруживается тенденция к последовательной элиминации фигуры автора, которая мотивируется установками на информативность и акцентирование объективного содержания материалов, усилением коллективного авторства, а также скрытой установкой на воздействие и формирование общественного сознания.

Ключевые слова: дискурс, медиадискурс, деловой медиадискурс, русская деловая пресса, образ автора, автор текста, грамматика дискурса, дейксис

Для цитирования: Ширяева О.В. Элиминация фигуры автора в современном русском деловом медиадискурсе// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 92-101. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-92-101

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 1543

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх