Лексико-семантические и синтаксические особенности американского фотографического дискурса времен Великой Депрессии (на материале названий американских фотографий 1929 – 1942 годов)
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-82-91
Лексико-семантические и синтаксические особенности американского фотографического дискурса времен Великой Депрессии (на материале названий американских фотографий 1929 – 1942 годов)
Шевченко В.Д. / Комаров А. В. /
Резюме: Настоящая статья посвящена анализу характерных черт такого сложного когнитивно-коммуникативного явления, обладающего социолингвистической и культурно-семиотической спецификой, как американский фотографический дискурс, относящийся к периодуВеликой Депрессии – экономического кризиса, оказавшего колоссальное влияние не толькона американское дискурсивное пространство, но и на все сферы жизни американского общества с 1929 по 1942 год. Авторы рассматривают фотографический дискурс как синтез языковой и фотографической форм и анализируют такие его черты, как воздействие, когнитивные особенности и прагматическую цель. Авторы приходят к выводу, что американский фотографический дискурс сочетает в себе черты визуального, авторского и искусствоведческого дискурсов вследствие своей комплексной сущности. Кроме того, для лексических единиц, входящих в состав американского фотографического дискурса времен Великой Депрессии, характерно определённое семантическое свойство – отсутствие слов с абстрактным значением. Эта закономерность, по мнению авторов, может быть объяснена наличием семантических связей лексических единиц с общим макроконцептом “Depression”, а также определенными социально-историческими событиями. Подавляющее большинство лексических единиц, объективирующих микроконцепты, отличает наличие отрицательной оценочной коннотации, что свидетельствует о коммеморации, увековечении памяти относительно определенных событий в рамках коллективного сознания, интегральной семы “crisis”, свойственной как макроконцепту “Depression”, так и всем микроконцептам (“Poverty”, “Manual Labor”, “Racism”, “Migration”, “Death”, “Disease”, “Protest”). Однако, важным признаком микроконцепта “Manual Labor” является высокая частотность слов, обозначающих профессии в сферах сельского хозяйства и горнодобывающей промышленности. Эта черта свидетельствует об индивидуальном характере культуры США, которая ориентирована на личную инициативу и активное преодоление трудностей. Анализ синтаксических средств, реализуемых в рамках американского фотографического дискурса, показал, что названиям фотографий, представленным по большей части в виде словосочетаний, свойственна «предложенческая сущность» – наличие признаков предикативности и модальности, характерных для предложения. Таким образом, подтверждается особый комплексный синтаксический статус названий американских фотографий.
Ключевые слова: американский фотографический дискурс, дискурс-анализ, макроконцепт, интегральная сема, микроконцепт, дифференциальная сема, предикация, модальность
Для цитирования: Шевченко В.Д., Комаров А.В. Лексико-семантические и синтаксические особенности американского фотографического дискурса времен Великой Депрессии (на материале названий американских фотографий 1929 – 1942 годов). Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 82-91. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-82-91
Язык: английский
Количество показов: 602
ISBN 2619-029X (Online)