Субъективная модальность в координатах эмотивности художественного текста
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-4-147-152
Субъективная модальность в координатах эмотивности художественного текста
Трубкина А. И. /
Резюме: В статье рассматривается субъективная модальность художественного текста в ее соотнесении с эмотивностью, что позволяет выявить приоритетный для конкретного текста субъект повествования (автор, повествователь, рассказчик), а также установить имплицитные оценочные смыслы. Актуальность предпринятого исследования обусловлена антропоцентрической направленностью современной лингвистики. Цель статьи состоит в рассмотрении реализации субъективной модальности с помощью разноуровневых средств, репрезентирующих взаимодействие данной текстовой и коммуникативной категории с эмотивностью художественного текста. Многомерность избранного объекта детерминирует методологию исследования, которая имеет комплексный характер и включает метод сплошной выборки, методы наблюдения и моделирования, метод трансформации, прагмасемантический анализ модальных языковых единиц разноуровневой принадлежности, компонентный и контекстуальный анализ, метод филологической интерпретации. Проведенный анализ позволяет сделать выводы о сложности структуры субъективной модальности, обусловленной функционированием речевых планов автора, повествователя, рассказчика, персонажей; границы этих речевых планов часто неопределенны, эти речевые и модальные регистры могут подвергаться трансформации. В художественном тексте субъективная модальность реализуется с помощью лингвистических средств, а эмотивно-оценочные смыслы могут обладать различным статусом, что позволяет ранжировать их в зависимости от критериев соотнесенности с субъектом или степени развернутости в тексте. На лексическом уровне художественного текста субъективная модальность представлена лексемами и их сочетаниями, характеризующимися эмоциональной окрашенностью и экспрессивной оценочностью, грамматические средства реализации субъективной модальности определены моделями репрезентации сослагательного наклонения, а на синтаксическом уровне такими средствами становятся вводные слова и конструкции. Совокупность средств репрезентации субъективной модальности позволяет продуцировать эмотивно-оценочные смыслы.
Ключевые слова: субъективная модальность, эмотивность, прагматика, художественный текст, оценка
Для цитирования: Трубкина А.И. Субъективная модальность в координатах эмотивности художественного текста // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 4:147-152. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-4-147-152
Язык: русский
Количество показов: 826
ISBN 2619-029X (Online)