Вербально-семантическая инструментовка экскурсионного дискурса (лексический уровень) в лингвориторической парадигме
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-4-34-44
Вербально-семантическая инструментовка экскурсионного дискурса (лексический уровень) в лингвориторической парадигме
Малютина С. А. / Ворожбитова А. А. /
Резюме: Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью многоаспектного и комплексного изучения туристического дискурса как институционального и экскурсионного дискурса как его ведущего подвида, что важно не только в теоретико-языковедческом, но и в социокультурно-прикладном и мировоззренчески-воспитательном аспектах. Цель статьи – с позиций лингвориторической парадигмы выявить и систематизировать лексические операции, характеризующие ассоциативно-вербальную сеть обобщенной профессиональной языковой личности продуцента экскурсионного дискурса. Материалом исследования послужили методические разработки и индивидуальные тексты сочинских экскурсоводов, выступающие основой для их устной публичной речи (27 текстов, общий объем более 800 стр.), а также аудиозаписи живой речи гидов в объеме 5 астрономических часов. В результате исследования было установлено, что специфическим ядром экскурсионного дискурса выступает лексический сегмент, который правомерно классифицировать в качестве регионально-туристически маркированной лексики. На первом уровне абстракции выделен макроконцепт «Достопримечательность», который в практике речемыслительной деятельности функционирует в том или ином регионально конкретизированном варианте, в нашем случае это макроконцепт «Сочи Олимпийский». Одноименная макроконцептосфера, представленная разветвленной сетью мезо- и катаконцептов, номинирует охватываемую туристическим и экскурсионным дискурсом территорию с совокупностью всех объектов показа и рассказа. С учетом критерия частотности употребления в статье приведены лексемы-репрезентанты трех конкретизирующих ее катаконцептов: «курорт», «уникальность», «Олимпиада “Сочи-2014”»; отдельно выделены топонимические названия (ойконимы, гидронимы, оронимы, урбанонимы, годонимы, дромонимы и др.). Анализ вербально-семантической сферы самореализации профессиональной языковой личности экскурсовода продемонстрировал, что все разновидности общеупотребительной лексики экскурсионного дискурса являются контекстуально обусловленными именным макроконцептом-топонимом: 1) нейтральная; 2) разговорная (в устной форме); 3) книжная (в письменной форме). Уровень лексических операций изобилует также лексикой ограниченного употребления следующих подгрупп: 1) термины, номинирующие объекты показа и рассказа, их различные аспекты (архитектурные, географические, исторические, спортивные и др.) и тяготеющие к терминологии лексические группы (религиозно-культовая лексика и др.); 2) термины и слова-профессионализмы сферы туризма и гостеприимства, экскурсоводческого дела; 3) профессиональные жаргонизмы, употребляемые в корпоративном общении членов профессионального экскурсоводческого сообщества.
Ключевые слова: лингвориторическая парадигма, туристический дискурс, экскурсионный дискурс, профессиональная языковая личность экскурсовода, ассоциативно-вербальная сеть, уровень лексических операций, макроконцепт «Сочи Олимпийский»
Для цитирования: Малютина С.А., Ворожбитова А.А. Вербально-семантическая инструментовка экскурсионного дискурса (лексический уровень) в лингвориторической парадигме // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 4:34-44. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-4-34-44
Язык: русский
Количество показов: 469
ISBN 2619-029X (Online)