Метод концептуального анализа текста в обучении текстовой деятельности на уроках русского языка
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Метод концептуального анализа текста в обучении текстовой деятельности на уроках русского языка

УДК 372.881.161.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-203-210

Метод концептуального анализа текста в обучении текстовой деятельности на уроках русского языка


Демидова Н.И. / Богданова Е.С. /

Получена: 29.07.2019 Принята: 29.08.2019 Опубликована онлайн: 25.09.2019

Резюме: Статья посвящена актуальной проблеме – обучению старших школьников текстовой деятельности на уроке русского языка посредством применения метода концептуального анализа текста. Концептуальный анализ текста в филологии направлен на выделение ключевых концептов текста и на определение способов их репрезентации в языковых единицах. Как метод обучения, концептуальный анализ текста – это способ организации работы учащихся над текстом, при котором происходит выделение из предложенного текста слов, репрезентующих в данном речевом произведении национальные лингвокультурные концепты (лингвоконцепты), и исследование их ментальных полей (концептосфер). Концептуальный анализ текста на уроке русского языка включает анализ лексического наполнения текста, выявление слов одной тематической группы, ключевых слов, имеющих концептуальную значимость, ассоциативных рядов; работу со словарями; анализ способов лексической репрезентации лингвоконцептов в тексте; изучение концептосферы текста: выявление концептов, анализ их смысловых отношений (взаимосвязи, включённости, пересечения, причинно-следственных отношений и т.п.); наблюдение над отражением истории и культуры народа в концепте и самого концепта в народном сознании. Метод концептуального анализа текста позволяет учащимся осознать связь языка и культуры, научиться видеть в слове палитру смыслов, понимать эмоциональную и оценочную информацию в тексте, формирует диалогическое сознание, эмоциональный интеллект. Как следствие, совершенствуется способность к интерпретации авторских и созданию собственных текстов. Авторы приводят примеры заданий, построенных на использовании метода концептуального анализа текста, которые можно применять на уроке русского языка в старшей школе.

Ключевые слова: русский язык, старший школьник, текстовая деятельность, обучение, методическая лингвоконцептология, метод концептуального анализа текста, концепт

Для цитирования: Демидова Н.И., Богданова Е.С. Метод концептуального анализа текста в обучении текстовой деятельности на уроках русского языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 203-210. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-203-210

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 3284

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх