Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-66-72
Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции
О.И. Натхо /
Резюме: В статье рассматривается модель научно-популярного делового дискурса и его функции расширения и углубления профессиональных знаний и навыков у неподготовленной аудитории. В работе исследуется лингвистическая составляющая популяризации научных знаний, ее прагматическая обусловленность и многоступенчатость, вовлекающая не только психолингвистические, но и когнитивные механизмы восприятия и познания действительности индивидом. Статья уделяет внимание функционально-прагматической дерегламентации делового дискурса, под которой понимается целенаправленное нарушение коммуникантами традиционных правил и конвенциональных норм осуществления делового общения и преднамеренная дестабилизация функционального пространства посредством использования манипулятивных дискурсивных элементов и, как следствие всего этого, усиление прагматического воздействия на реципиента. Главной целью статьи является рассмотрение научно-популярного делового дискурса в виде инструмента, репрезентирующего профессионально-деловую картину мира, находящего выражение в речевых публицистических по жанру произведениях, которые объединяет цель представления знаний, типичных для деловой и бизнес-сферы, в текстовых формах, являющихся доступными для понимания неподготовленного, но мотивированного адресата на восприятие нового знания. В статье описываются такие функции научно-популярного делового дискурса, как информационная и воздействующая (манипулятивная) функции, популяризаторская, а также функция конструирования социальных действий. В статье также утверждается, что неследование специфичным для делового дискурса формулам является вынужденным для научно-популярного делового дискурса, поскольку его прагматическая доминанта нацелена на доступность сообщающейся информации и повышение интереса потенциального адресата к ней. Полученные результаты позволяют заключить, что нацеленность сообщения, имеющего сугубо научно-деловой характер, на неподготовленного, но мотивированного для восприятия новых знаний адресата является одной из основополагающих функций Н-П ДД и базисным компонентом коммуникации.
Ключевые слова: деловой дискурс, научно-популярный деловой дискурс, научная популяризация, коммуникативная стратегия, участники коммуникации, функционально-прагматическая дерегламентация
Для цитирования: Натхо О.И. Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 66-72. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-66-72
Язык: английский
Количество показов: 425
ISBN 2619-029X (Online)