Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции

УДК 81’42:811.11
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-66-72

Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции


О.И. Натхо /

Получена: 9.08.2019 Принята: 29.08.2019 Опубликована онлайн: 25.09.2019

Резюме: В статье рассматривается модель научно-популярного делового дискурса и его функции расширения и углубления профессиональных знаний и навыков у неподготовленной аудитории. В работе исследуется лингвистическая составляющая популяризации научных знаний, ее прагматическая обусловленность и многоступенчатость, вовлекающая не только психолингвистические, но и когнитивные механизмы восприятия и познания действительности индивидом. Статья уделяет внимание функционально-прагматической дерегламентации делового дискурса, под которой понимается целенаправленное нарушение коммуникантами традиционных правил и конвенциональных норм осуществления делового общения и преднамеренная дестабилизация функционального пространства посредством использования манипулятивных дискурсивных элементов и, как следствие всего этого, усиление прагматического воздействия на реципиента. Главной целью статьи является рассмотрение научно-популярного делового дискурса в виде инструмента, репрезентирующего профессионально-деловую картину мира, находящего выражение в речевых публицистических по жанру произведениях, которые объединяет цель представления знаний, типичных для деловой и бизнес-сферы, в текстовых формах, являющихся доступными для понимания неподготовленного, но мотивированного адресата на восприятие нового знания. В статье описываются такие функции научно-популярного делового дискурса, как информационная и воздействующая (манипулятивная) функции, популяризаторская, а также функция конструирования социальных действий. В статье также утверждается, что неследование специфичным для делового дискурса формулам является вынужденным для научно-популярного делового дискурса, поскольку его прагматическая доминанта нацелена на доступность сообщающейся информации и повышение интереса потенциального адресата к ней. Полученные результаты позволяют заключить, что нацеленность сообщения, имеющего сугубо научно-деловой характер, на неподготовленного, но мотивированного для восприятия новых знаний адресата является одной из основополагающих функций Н-П ДД и базисным компонентом коммуникации.

Ключевые слова: деловой дискурс, научно-популярный деловой дискурс, научная популяризация, коммуникативная стратегия, участники коммуникации, функционально-прагматическая дерегламентация

Для цитирования: Натхо О.И. Модель научно-популярного делового дискурса: его модель и функции // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 66-72. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-3-66-72

PDF (RUS)

Язык: английский




Количество показов: 425

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх