Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка
Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка
Пузырев А.В. / Гимаева А. Д. / Балыкин А.И. / Балыкина-Милушкина Т. В. /
Резюме:
В статье обосновывается методологическая правомерность выделения в (психо)лингвистических исследованиях пяти ступеней сущности языка: мышление – язык – психофизиология – речь – общение. Содержится модель универсальной схемы научного целостно-системного исследования как одного из вариантов метода восхождения от абстрактного к конкретному. Предлагаются рабочие определения понятий «мышление», «мысль», «язык», «психофизиология», «речь», «общение». Обсуждаются термины «психолингвистика», «лингвопсихология», «понимание», «психика», «сознание». Под языковым сознанием при этом понимается выраженное в языке-речи знание субъекта об окружающем мире, совмещённое с его знанием о существовании в этом мире его самого, его «Я». В онтологическом плане мышление – язык – психофизиология – речь – общение соотносятся как «бытие – сущность – необходимость – явление – действительность» предмета (языка в собственном смысле этого слова). В логическом плане они соотносятся как «всеобщее – общее – конкретно-абстрактное – особенное – единичное». В статье иллюстрируется психофизиологическая реальность модели «мышление – язык – психофизиология – речь – общение», предложенной первым из авторов.
В качестве подтверждения адекватности исходной модели используется аппаратно-программный методический комплекс «ИПЭР®-1К». Благодаря использованию этого комплекса становится очевидным то обстоятельство, что кожно-гальваническая реакция (собственно физиологическое явление) отражает характер протекания психических процессов. Регистрация кожно-гальванической реакции у испытуемого позволяет фиксировать психотравматическое воздействие тех или иных слов и стоящих за ними образов. Использование аппаратно-программного методического комплекса «ИПЭР®-1К» может служить психотерапевтическим целям и позволяет трансформировать психотравматические воздействия слов и стоящих за ними образов в позитивные. Эффективность использования «ИПЭР®-1К» не один раз подтверждалась в спорте высших достижений
Ключевые слова: мышление, мысль, язык, психофизиология, речь, общение, языковое сознание, кожно-гальваническая реакция, «ИПЭР®-1К»
Для цитирования: Пузырев А.В., Гимаева А.Д., Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 4. С. 18–28
Язык: русский
Количество показов: 236
ISBN 2619-029X (Online)