Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка

УДК 167.7+81’23

Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка


Пузырев А.В. / Гимаева А. Д. / Балыкин А.И. / Балыкина-Милушкина Т. В. /


Резюме: В статье обосновывается методологическая правомерность выделения в (психо)лингвистических исследованиях пяти ступеней сущности языка: мышление – язык – психофизиология – речь – общение. Содержится модель универсальной схемы научного целостно-системного исследования как одного из вариантов метода восхождения от абстрактного к конкретному. Предлагаются рабочие определения понятий «мышление», «мысль», «язык», «психофизиология», «речь», «общение». Обсуждаются термины «психолингвистика», «лингвопсихология», «понимание», «психика», «сознание». Под языковым сознанием при этом понимается выраженное в языке-речи знание субъекта об окружающем мире, совмещённое с его знанием о существовании в этом мире его самого, его «Я». В онтологическом плане мышление – язык – психофизиология – речь – общение соотносятся как «бытие – сущность – необходимость – явление – действительность» предмета (языка в собственном смысле этого слова). В логическом плане они соотносятся как «всеобщее – общее – конкретно-абстрактное – особенное – единичное». В статье иллюстрируется психофизиологическая реальность модели «мышление – язык – психофизиология – речь – общение», предложенной первым из авторов. 
В качестве подтверждения адекватности исходной модели используется аппаратно-программный методический комплекс «ИПЭР®-1К». Благодаря использованию этого комплекса становится очевидным то обстоятельство, что кожно-гальваническая реакция (собственно физиологическое явление) отражает характер протекания психических процессов. Регистрация кожно-гальванической реакции у испытуемого позволяет фиксировать психотравматическое воздействие тех или иных слов и стоящих за ними образов. Использование аппаратно-программного методического комплекса «ИПЭР®-1К» может служить психотерапевтическим целям и позволяет трансформировать психотравматические воздействия слов и стоящих за ними образов в позитивные. Эффективность использования «ИПЭР®-1К» не один раз подтверждалась в спорте высших достижений

Ключевые слова: мышление, мысль, язык, психофизиология, речь, общение, языковое сознание, кожно-гальваническая реакция, «ИПЭР®-1К»

Для цитирования: Пузырев А.В., Гимаева А.Д., Балыкин А.И., Балыкина-Милушкина Т.В. Психофизиологическая реальность для лингвистических исследований пяти ступеней сущности языка // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 4. С. 18–28

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 236

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх