КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Генералова Л. М. / Ребрина Л. Н. /
Резюме: С целью проанализировать причины существенных противоречий, связанных с трактовкой понятийного аппарата когнитивной лингвистики, в статье представлена интерпретация основных процессов познания мира и единиц, представляющих результаты этих процессов. Четкое, последовательное различение трех основных этапов освоения мира – категоризации, концептуализации и языкового сознания, а также структур, репрезентирующих результаты этих процессов, позволит по-новому квалифицировать многие грамматические явления, изучаемые традиционным языкознанием. Отмечается, что имеющиеся на сегодня расхождения в трактовке основных когнитивных терминов связаны с игнорированием наличия концептуальных (рассудочных) категорий, которые принадлежат сфере сознания, оперирующего врожденными или приобретенными категориями, не имеющими ничего общего с онтологией мира. Многие лингвисты, основываясь на определенных онтологических признаках, отождествляют данные категории с классифицирующими, лишь отображающими внеязыковую действительность, и отводят им роль явления, незначимого для описания языка. Сделан вывод о том, что решающую роль в представлении ситуативного знания играют концептуальные категории, в рамках которых люди могут мыслить одно и то же событие в разных ракурсах, не нарушая при этом номинативное тождество лексических единиц. Данные концептуальные категории находят свою реализацию в сознании человека через множество универсальных фреймовых структур, которые, в свою очередь, интерпретируются на уровне языкового сознания через пропозиции как внутриязыковые толкования универсального фрейма. Специфика языкового сознания проявляется в наборе существенных грамматических образований, которые носят индивидуальный характер и присущи конкретному языку.
Ключевые слова: категоризация, концептуализация, языковое сознание, концептуальные категории, классифицирующие категории, семантико-синтаксические отношения, сигнификативная интерпретация
Для цитирования: Генералова Л. М., Ребрина Л. Н. когнитивный анализ как метод изучения языковых явлений // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 3. С. 19–26
Язык: русский
Количество показов: 273
ISBN 2619-029X (Online)