КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

УДК 81-114.2

КОГНИТИВНЫЙ АНАЛИЗ КАК МЕТОД ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ


Генералова Л. М. / Ребрина Л. Н. /


Резюме: С целью проанализировать причины существенных противоречий, связанных с трактовкой понятийного аппарата когнитивной лингвистики, в статье представлена интерпретация основных процессов познания мира и единиц, представляющих результаты этих процессов. Четкое, последовательное различение трех основных этапов освоения мира – категоризации, концептуализации и языкового сознания, а также структур, репрезентирующих результаты этих процессов, позволит по-новому квалифицировать многие грамматические явления, изучаемые традиционным языкознанием. Отмечается, что имеющиеся на сегодня расхождения в трактовке основных когнитивных терминов связаны с игнорированием наличия концептуальных (рассудочных) категорий, которые принадлежат сфере сознания, оперирующего врожденными или приобретенными категориями, не имеющими ничего общего с онтологией мира. Многие лингвисты, основываясь на определенных онтологических признаках, отождествляют данные категории с классифицирующими, лишь отображающими внеязыковую действительность, и отводят им роль явления, незначимого для описания языка. Сделан вывод о том, что решающую роль в представлении ситуативного знания играют концептуальные категории, в рамках которых люди могут мыслить одно и то же событие в разных ракурсах, не нарушая при этом номинативное тождество лексических единиц. Данные концептуальные категории находят свою реализацию в сознании человека через множество универсальных фреймовых структур, которые, в свою очередь, интерпретируются на уровне языкового сознания через пропозиции как внутриязыковые толкования универсального фрейма. Специфика языкового сознания проявляется в наборе существенных грамматических образований, которые носят индивидуальный характер и присущи конкретному языку.

Ключевые слова: категоризация, концептуализация, языковое сознание, концептуальные категории, классифицирующие категории, семантико-синтаксические отношения, сигнификативная интерпретация

Для цитирования: Генералова Л. М., Ребрина Л. Н. когнитивный анализ как метод изучения языковых явлений // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 3. С. 19–26

PDF (RUS)

Язык: русский




Количество показов: 273

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх