Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингвальная специфика
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-2-27-35
Детская языковая личность в онтогенезе: моно- и билингвальная специфика
Самигулина Ф.Г. / Григорьева Н.О. /
Резюме: В статье ставится цель уточнить психо- и когниолингвистические характеристики детской языковой личности в онтогенезе с учетом моно- и билингвальной специфики. Для реализации этой цели последовательно рассматривается языковая личность на определенном этапе формирования (речемыслительная деятельность детей от трех до пяти лет); выявляется и подтверждается доминирование правополушарного когнитивного стиля в мышлении ребенка, что отражается в алогичности, образности, наглядности, конкретности его мышления, преимущественном антропоморфизме когнитивных представлений на этом этапе развития речемыслительного механизма; для этапа первичной социализации характерно доминирование преобладающего когнитивного стиля мышления в онтогенезе, вне зависимости от лингвокультурной принадлежности индивида. Далее рассматриваются в сопоставительном аспекте особенности речи русско-, армяно- и англоязычных детей. Сначала проводится анализ специфики формирования монолингвальной языковой личности ребенка, а затем – билингвальной (естественной и/или искусственной), при этом используются лонгитюдный метод, контент-анализ и элементы психолингвистического эксперимента. При анализе характера овладения языковой системой любого типа в ранний период развития детской языковой личности необходимо учитывать онтологическую специфику – доминирование правополушарного типа мышления. Моно- и билингвальная специфика определяется психо- и социолингвистически, а также лингвокультурно
Ключевые слова: онтогенез речи, речемыслительная деятельность, языковая личность, детская языковая личность
Для цитирования: Самигулина Ф.Г., Григорьева Н.О. Детская языковая личность в онтогенезе:моно- и билингвальная специфика // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; №2: 27-35. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-2-27-35
Язык: русский
Количество показов: 808
ISBN 2619-029X (Online)