Содержание номера
DOI: https://doi.org/ 10.29025/2079–6021-2019-1-178-188
Особенности воображения на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной активности субъекта. Метафорическая природа воображения
Калашникова Л.В. /
Резюме:
Статья посвящена исследованию особенностей воображения на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной активности субъекта. Человеческое сознание обладает способностью к когнитивному творчеству – свободному комбинированию разнообразных образов. В основе воображения – созидательные процессы. Познавая действительность, ребенок, в меру развития своего когнитивного опыта, пытается осмыслить окружающую «метафорическую действительность», прибегая к собственной интерпретации, выстраиванию новых смыслов. Индивидуальный опыт субъекта порождает метафору как результат реакции на окружающую действительность, как способ разрешения противоречий, возникающих в процессе познания и репрезентации действительности. На этапе наглядно-образного мышления для поиска решений, недостающих языку значений ребенок, оперируя имеющимся набором образов, синтезирует новые концепты, не задумываясь о законах логики или особых правилах совместимости, легко переходя из фрейма в фрейм, включая фантазию и воображение. Исследование механизма формирования художественного образа в дискурсе стихотворения подтвердило, что репродуктивное воспроизведение основано на метафорических переносах, позволяющих абстрагировать какой-либо признак одного предмета и увидеть его в другом. Акцентирование признака индивидуализирует образ, делает его незабываемым за счет разнообразных стилистических средств. Воображение, как средство создания художественного образа, связано с эмоциональной сферой субъекта, открывает простор творческой самостоятельности, выполняет моделирующую функцию – создает необычные метафоры, несет новую содержательную интерпретацию признаков, явлений; будучи связанным с мышлением, реализует компенсаторную функцию в процессе когнитивной деятельности субъекта, устанавливая соответствие между имеющимися когнитивными структурами и новыми знаниями
Ключевые слова: когнитивная деятельность, метафорический перенос, акцентирование, когнитивные структуры, воображение, фантазия, образ, наглядно-образное мышление, репрезентация, метафора
Для цитирования: Калашникова Л.В. Особенности воображения на этапе наглядно-образного мышления в процессе когнитивной активности субъекта. Метафорическая природа воображения. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 178-188. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-178-188
Язык: русский
Количество показов: 6195
ISBN 2619-029X (Online)