Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079–6021-2019-1-23-30
О статусе языковой личности преподавателя в литературном дискурсе
Бузинова Л.М. /
Резюме:
В данной статье рассматривается языковая личность преподавателя в ее профессиональном статусе сквозь призму художественной литературы. Статусные характеристики личности, в частности языковой личности, продолжают привлекать внимание лингвистов как в нашей стране, так и за рубежом. Основополагающим является понимание языковой личности, с одной стороны, в качестве конкретного носителя языка, способного понимать, воспроизводить и создавать тексты, а с другой стороны, это личность, охарактеризованная на основе анализа созданных ею текстов с точки зрения репрезентации в этих текстах разнообразных средств языка для выражения окружающей действительности в различных аспектах ее проявления. Поэтому неудивительно, что рассмотрение языковой личности является многоаспектным.
Статус индивида в его языковой ипостаси может рассматриваться в различных аспектах: лингвокультурологическом, социолингвистическом, психолингвистическом, семиологическом и др. В рамках когнитивно-коммуникативного и культурно-антропологического анализа выявляются сущностные черты профессиональной идентичности преподавателя (учителя).
В статье рассматривается статус преподавателя с точки зрения его персонологической модальности, иными словами в русле позиционирования профессиональной языковой личности в национальной лингвокультуре. Речь, прежде всего, идёт о коллективных представлениях носителей национального языка, в частности литературного, о преподавательском призвании и личности педагога. Выделяются качественные и количественные параметры социального и дискурсного статуса преподавателя в сознании носителей русского языка. Определяется ряд доминантных черт преподавателя в российской лингвокультуре.
1Статья публикуется в рамках V Международной научно-практической конференции «Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде» (Волгоград, ВГСПУ, 6–8.12.2018). COMMUNICATION AND DISCOURSE STUDIES 24 актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики, 2019, № 1
Ключевые слова: языковая личность, преподаватель, статус, национальная культура, литература.
Для цитирования: Бузинова Л.М. О статусе языковой личности преподавателя в литературном дискурсе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 1: 23-30. DOI: 10.29025/2079–6021-2019-1-23-30.
Язык: русский
Количество показов: 978
ISBN 2619-029X (Online)