Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Архив номеров

На базе СОГУ действует объединенный диссертационный совет 99.2.153.02
по специальности
5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика.
Председатель совета – Т.Ю.Тамерьян

https://www.nosu.ru/

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2025 г.:
«Феномен лингвокреативности в дискурсивных практиках»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2025 г.:
«Функциональная прагматика и коммуникативная релевантность»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Индексирование

Содержание номера

УДК 81’33 +81`42
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-230-244

Цифровой инновационный формат преподавания дисциплин лингвистического цикла в современном специализированном вузе

Авторы: Лазарев В.А., Ивченко М.В. 


Получена: 09.04.2024 Принята: 23.04.2024 Опубликована онлайн: 25.06.2024

Резюме: В статье переосмысливаются процессы преподавания лингвистических дисциплин в цифровой среде в формате современного высшего филологического образования. Фокус внимания сосредоточивается на обсуждении технологических методов преподавания, которые могут быть также применены в иной области обучения. Основываясь на собственном обширном опыте по проведению и оценке качества веб-обучения, авторы статьи дают детализированный анализ инновационных практик преподавания в онлайн- и смешанном контексте, предлагают аутентичные методы соответствующих форм преподавания и их оценки в соответствии с инновациями в области образовательных технологий. Авторам удалось продемонстрировать эффекты внедрения «цифровой педагогики» в учебный процесс. Термин «цифровой» описывает различные аспекты хранения и передачи информации, коммуникативных процессов между преподавателем и студентами. Систематизированы методологические принципы обучения, связанные с разработкой и адаптацией процессов преподавания к цифровому миру. Дисциплины лингвистического цикла трактуются в качестве иллюстративного практического примера для реализации базовых принципов цифровой педагогики. Определены инновационные форматы, которые обеспечивают персонализированное образование. Прослеживается, какие эффективные традиционные методы могут быть дополнены техническими инновациями. Проанализированы эффективные способы проведения онлайн- и дистанционной оценки процесса обучения и новых знаний студентов. Выявлены основания рационального соотнесения дистанционного и смешанного образования, универсальные мотивы и культурные различия в требованиях к этим типам образования. Описаны преимущества и проблемы использования социальных сетей и других средств массовой информации для онлайн-обучения. Исследуется, как дизайн конкретного лингвистического курса может облегчить проведение онлайн-семинара. Подчеркивается важность не только общения студента с преподавателем в таких условиях, но и способы поощрения общения студента со сверстниками. Изучаются способы, с помощью которых передовые технологии могут быть использованы для поддержки и расширения преподавания лингвистики, а также специфика организации практического изучения лингвистики при дистанционной работе со студентами.

Ключевые слова: цифровая педагогика; технологические методы преподавания; веб-обучение; лингвистические дисциплины; онлайн-обучение; смешанное обучение; СМИ; дизайн учебного курса; интерактивность.

Для цитирования: Лазарев В.А., Ивченко М.В. Цифровой инновационный формат преподавания дисциплин лингвистического цикла в современном специализированном вузе. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. №2. С. 230–244. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-230-244.

For citation: Lazarev V.A., Ivchenko M.V. Digital innovative format for teaching linguistic disciplines in contemporary specialized higher education establishment. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2024, no 2, pp. 230–244. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-230-244 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Лазарев В.А.1*, Ивченко М.В.2
1,2Южный федеральный университет;
344006, Российская Федерация, Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42;
1 ORCID ID: 0000-0001-6001-3530; 2 ORCID ID: 0000-0003-0680-2525;
1 Web of Science Researcher ID B-3399-2019;
2 Web of Science Researcher ID B-2821-2019;
1 Scopus Author ID: 57191621309; 2 Scopus Author ID: 57191622337;
*e-mail: valazarev@sfedu.ru


Список литературы:
1. Кислицина Н.Н., Секрет К.А. Статистическое представление волатильности научного интереса к категории персуазивности как объекту лингвистических исследований. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022; 2 (31): 143-152. http://dx.doi.org/10.29025/2079-6021-2022-2-143-152
2. Znarkynbekova Sh.K., Abaidilda A.E. The New Challenges of Kazakhstan’s Education System: Distant Learning and the Student Environment. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2023; 16, 1: 133-150. Available at: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/149745/12_Zharkynbekova.pdf?sequence=1&ysclid.... Accessed 15.04.2024.
3. Drokina K.V. Distance Education in Universities: Advantages and Disadvantages. International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020; 9-2 (48): 46-48. http://dx.doi.org/10.24411/2500-1000-2020-11023.
4. Doyle E., Buckley P., McCarthy B. The Impact of Content Co-creation on Academic Achievement. Assessment and Evaluation in Higher Education. 2021; 46: 494-507. http://dx.doi.org/10.1080/02602938.2020.1782832
5. Bolliger D.U., Martin F. Instructor and Student Perceptions of Online Student Engagement Strategies. Distance Education. 2018; 39 (4): 568-83. http://dx.doi.org/ 10.1080/01587919.2018.1520041. 
6. Пимонова С.А., Фомина Е.М. Факторы эффективности онлайн-обучения иностранным языкам в российских вузах. Университетское управление: практика и анализ. 2022; 26, 3: 35-47. http://dx.doi.org/10.15826/umpa.2022.03.020. (In Russ.).
7. Эйдельман Л.Н. Специфические педагогические условия формирования интерактивного знания при онлайн-обучении в высшей школе. Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021; 3 (193): 514-518. http://dx.doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p514-517. (In Russ.). 
8. Мареев В.И., Нефедов И.В., Пантелеев А.Ф. Онлайн-карты как средство интенсификации процесса обучения студентов русскому языку как иностранному (на примере темы «глаголы движения»). Мир университетской науки: культура, образование. 2023; 4: 97-107. http://dx.doi.org/10.18522/2658-6983-2023-4-97-107. (In Russ.).
9. Muminova M.A. Using the “Language Portfolio” Integrative Technology in English Lessons. Informatics. Economics. Management. 2023; 2, 3: 342-353. http://dx.doi.org/10.47813/2782-5280-2023-2-3-0342-0353
10. Masharova T.V., Kobeleva G.A., Skurikhina Yu.A. The Possibilities of an Interactive Multifunctional Cloud Portfolio for Individualization of Education in Primary School. RUDN Journal of Informatization in Education. 2023; 20, 1: 41-51. http://dx.doi.org/10.22363/2312-8631-2023-20-1-41-51
11. Пираков Ф.Д., Клишин А.П., Ахметова Л.В. Система электронного портфолио обучающегося (Е-портфолио) как элемент информационной среды управления учебным процессом в педагогическом вузе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018; 1 (190): 148-154. http://dx.doi.org/10.23951/1609-624X-2018-1-148-154. (In Russ.).
12. Басова Е.А. Цифровое неравенство российских регионов: современные проблемы и пути преодоления. Вопросы территориального развития. 2021; 9,4: 4. http://dx.doi.org/ 10.15838/tdi.2021.4.59.4. (In Russ.).
13. Garrison D.R. E-Learning in the 21st Century. A Community of Inquiry Framework for Research and Practice. N.Y.: Routledge; 2017: 184. http://dx.doi.org/10.4324/9780203838761.
14. Plonsky L. Professional Development in Applied Linguistics: A Guide to Success for Graduate Students and Early Career Faculty. Amsterdam: John Benjamins; 2020: 204. http://dx.doi.org/10.1075/z.229
15. Beaunoyer E., Dupéré S., Guitton M.J. COVID-19 and Digital Inequalities: Reciprocal Impacts and Mitigation Strategies. Computers in Human Behavior. 2020; 111 (106424): 1-9. http://dx.doi.org/ 10.1016/j.chb.2020.106424. 
16. Каллистратидис Е.В., Коростова С.В., Нефедов И.В., Пантелеев А.Ф., Третьякова А.Ю., Фролова О.А. M-Learning в проектной деятельности при обучении русскому языку как иностранному. М.: ООО «Издательский центр РИОР»; 2021: 88. http://dx.doi.org/ 10.29039/02051-7. (In Russ.).
17. Осинцева Н.В., Гоферберг А.В.. Шустова М.В. Формирование профессиональных компетенций в технологическом образовании выпускников педагогических вузов на современном этапе. Педагогический журнал. 2021; 11, 2-1: 199-205. http://dx.doi.org/ 10.34670/AR.2021.65.17.030. (In Russ.).
18. Mei X.Y., Aas E., Medgard, M. Teachers’ Use of Digital Learning Tool for Teaching in Higher Education: Exploring Teaching Practice and Sharing Culture. Journal of Applied Research in Higher Education. 2019: 11 (3): 533-537. http://dx.doi.org/10.1108/JARHE-10-2018-0202.
19. Chen Z., Jiao J., Hu K. Formative Assessment as an Online Instruction Intervention: Student Engagement, Outcomes, and Perceptions. International Journal of Distance Education Technologies. 2021; 19 (1): 50-65. http://dx.doi.org/10.4018/ijdet.20210101.oa1.
20. Рафикова А.С. Роль социо-эмоционального дискурса в коллаборативном онлайн-обучении. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2021; 10, 5-1: 155-160. http://dx.doi.org/10.34670/AR.2021.50.99.017. (In Russ.).
21. Гордеева И.В. Онлайн-технологии в инклюзивном образовательном процессе: преимущества и проблемы. Гуманитарный научный вестник. 2020; 12: 44-49. http://dx.doi.org/ 10.5281/zenodo.4399348. (In Russ.).
22. Рындак В.Г. Теория и опыт цифровизации в системе инклюзивного образования. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2021, 18, 4: 45-56. http://dx.doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.4.4. (In Russ.).
23. Шутенко Е.Н., Шутенко А.И. Механизмы активизации личностного потенциала студентов в условиях цифровизации вузовского обучения. Высшее образование в России. 2023; 32, 10: 91-114. http://dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-10-91-114. (In Russ.).
24. Shutenko E.N., Shutenko A.I., Vorotyntseva D.A. The Specifics of Building a Psychological Space for the Use of Information Technologies as Tools for Activating the Personal Potential of University Students. Psychologist. 2022; 5: 82-96. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2022.5.38817
25. Одинцова М.А., Александрова Л.А., Айсмонтас Б.Б., Вачков В.В., Кузьмина Е.И. Психологические ресурсы развития студентов в инклюзивной цифровой среде вуза. Актуальные проблемы психологического знания. 2022; 3 (60): 76-94. https://doi.org/ 10.51944/20738544_2022_3_76. (In Russ.).
26. Вишневская Н.Н., Афонина А.П. Дизайн-мышление и креативные технологии в управлении проектами: многостадийный подход. Научные исследования и разработки. Российский журнал управления проектами. 2021; 10, 2: 31-45. https://doi.org/ 10.12737/2587-6279-2021-10-2-31-45. (In Russ.).
27. Богатырева Ю.И., Привалов А.Н., Ситникова Л.Д. Классификация цифровых инструментов обучения для проектирования и реализации образовательного процесса. Современные проблемы науки и образования. 2022; 5: 33. https://doi.org/ 10.17513/spno.32072. (In Russ.).
28. Татарина Т.М. Конкретизация целей обучения при проектировании профессионально ориентированного курса обучения иностранному языку. Социально-гуманитарный вестник Юга России. 2011; 4 (12): 84-86. Доступно по: https://pandia.ru/text/79/018/63460 .php?ysclid=lwjovup82k63148888. Ссылка активна на 15.04.2024. (In Russ.).
29. Omarova S.K. Foreign Language Mobile Learning Design. Herald of Science of S. Seifullin Kazakh Agrotechnical University. 2021; 2 (109): 98-103. https://doi.org/10.51452/kazatu.2021.2(109).597.
30. Shabalina D.A., Soboleva E.V., Shilova Z.V., Gavrilovskaya N.V., Snezhko V.L. The Usage of Augmented Reality Technology Tools as an Important Condition for the Training of Specialists in the Field of Culture. Perspectives of Science and Education. 2023; 1 (61): 537-553. https://doi.org/10.32744/pse.2023.1.32
31. Маслов О.Н. Дополнительная реальность: теоретические принципы, новые возможности и угрозы безопасности. Инфокоммуникационные технологии. 2019; 17, 3: 342-354. https://doi.org/10.18469/ikt.2019.17.3.12. (In Russ.).
32. Павлова С.М. К вопросу о сущности и социальных функциях института студенческого самоуправления. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016; 16, 1: 42-44. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2016-16-1-42-44. (In Russ.).
33. Легостаев Б.Л. Изменение оценочной деятельности педагога в условиях использования технологий виртуальной и дополненной реальности. Вестник МПГУ. Серия: Педагогика и Психология. 2020; 2 (52): 28-37. https://doi.org/10.25688/2076-9121.2020.52.2.03. (In Russ.). 
34. Рябцева Н.К. Современная лексикография, дополненная лингвистическая реальность и проблемы терминографии. Лингвистика и методика преподавания иностранных языков. 2022; 1 (16): 75-100. https://doi.org/10.37892/2218-1393-2022-16-1-75-110. (In Russ.).
35. Ефремова Е.Ф. Цифровая педагогика: проблемы и готовность обучения в цифровой среде. Инновационная наука: Психология. Педагогика. Дефектология. 2023; 6, 5: 81-83. https://doi.org/ 10.23947/2658-7165-2023-6-5-81-93. (In Russ.).
36. Скулин А.А. Формирование цифрового образовательного пространства: адаптация цифровой педагогики. Мир науки, культуры, образования. 2021; 1 (86): 277-280. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2021-186-277-280. (In Russ.).
37. De Martino M., Alonzi R., Isidori E. Pedagogy of Work in Postmodern Society; between Job Insecurities and Digital Revolution. RUDN Journal of Philosophy. 2023; 27, 1: 94-107. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2023-27-1-94-107.
38. Shulman L.S. Signature Pedagogies in the Professions. Daedalus. 2005; 134 (3): 52-59. https://doi.org/10.1162/0011526054622015
39. Tameryan T.Y., Zheltuchina M.R., Zyubina I.A., Magomadova T.D., Antonova N.Y., Donskova L.A. Internet Survey as a Mobile Digital Technology for Identifying the Development Interethnic Processes. Journal of Positive School Psychology. 2022; 6, 2: 1984-1992. Available at: https://journalppw.com/index.php/jpsp/article/view/1768/1069. Accessed April 15, 2024.
40. Ковтуненко И.В., Былкова С.В., Кудряшов И.А., Корман Е.А. Сценарии унисонного разворачивания текста в русскоязычной блогосфере. Научный диалог. 2021; 2: 79-94. https://doi.org/10.24224/2227-1295-2021-2-79-94. (In Russ.).
41. Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ: СОГУ, 2009. Доступно по: http://lingvodics.com/dics/details/4822/ Ссылка активна на 15.04.2024.


Количество показов: 308

Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх