Содержание последнего номера
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Содержание последнего номера

УДК 811.111’373:32
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-225-233

Verbal and Non-Verbal Modes to Mark Stance in a Cinematic Text. Использование вербального и невербального кодов для создания модальности в кинематографическом тексте. (In Eng.)




Получена: 18.07.2022 Принята: 11.08.2022 Опубликована онлайн: 25.09.2022

Резюме: В статье представлены результаты эмпирического исследования способов манифестации модальности в кинотексте как семиотически сложном конструкте. Модальность рассматривается как средство, при помощи которого автор выражает свое отношение, чувства и ценностные установки. В современных лингвистических исследованиях акцент делается на том, как модальность маркируется в линейных, монокодовых текстах, построенных на основе естественного языка. В то же самое время ее выражение в полимодальных текстах, основанных на взаимодействии вербального и невербального семиотических кодов, к которым относится кинематографический текст, не получает достаточного освещения. Целью настоящей статьи является определение лингвистических, паралингвистических и невербальных маркеров модальности в кинодиалоге. Материалом послужил фильм “The Man who Knew Infinity”, который исследуется с применением методов стилистического и прагматического анализа, а также с использованием мультимодального дискурс-анализа. Полученные результаты позволяют утверждать, что модальность выражается вербально на лексическом и грамматическом уровнях и поддерживается с помощью просодических и невербальных элементов. Основным языковым средством манифестации объективной модальности выступает морфологическая категория залога, в то время как субъективная модальность эксплицируется главным образом при помощи лексических единиц. В кинотексте синтаксические средства маркирования модальности находят ограниченное применение. Объяснением этому может служить коллоквиальная природа кинодиалога, не предполагающая использования сложных синтаксических конструкций. Полученные результаты позволяют рассмотреть создание модальности в кинематографическом тексте в ракурсе взаимодействия лингвистических, паралингвистических и нелингвистических элементов, включающих мимику и жесты, что может найти свое применение при исследовании модальности применительно к другим видам семиотически осложненных текстов.

Ключевые слова: полимодальный текст, вербальный код, невербальный код, аудиальный и визуальный каналы, модальность, кинотекст, маркеры модальности.

Для цитирования: Прасолова О.Д., Павлина С.Ю. Использование вербального и невербального кодов для создания модальности в кинематографическом тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 225–233.

PDF (ENG)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх