Содержание последнего номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2022-3-225-233
Verbal and Non-Verbal Modes to Mark Stance in a Cinematic Text. Использование вербального и невербального кодов для создания модальности в кинематографическом тексте. (In Eng.)
Резюме:
В статье представлены результаты эмпирического исследования способов манифестации модальности в кинотексте как семиотически сложном конструкте. Модальность рассматривается как средство, при помощи которого автор выражает свое отношение, чувства и ценностные установки. В современных лингвистических исследованиях акцент делается на том, как модальность маркируется в линейных, монокодовых текстах, построенных на основе естественного языка. В то же самое время ее выражение в полимодальных текстах, основанных на взаимодействии вербального и невербального семиотических кодов, к которым относится кинематографический текст, не получает достаточного освещения. Целью настоящей статьи является определение лингвистических, паралингвистических и невербальных маркеров модальности в кинодиалоге. Материалом послужил фильм “The Man who Knew Infinity”, который исследуется с применением методов стилистического и прагматического анализа, а также с использованием мультимодального дискурс-анализа. Полученные результаты позволяют утверждать, что модальность выражается вербально на лексическом и грамматическом уровнях и поддерживается с помощью просодических и невербальных элементов. Основным языковым средством манифестации объективной модальности выступает морфологическая категория залога, в то время как субъективная модальность эксплицируется главным образом при помощи лексических единиц. В кинотексте синтаксические средства маркирования модальности находят ограниченное применение. Объяснением этому может служить коллоквиальная природа кинодиалога, не предполагающая использования сложных синтаксических конструкций. Полученные результаты позволяют рассмотреть создание модальности в кинематографическом тексте в ракурсе взаимодействия лингвистических, паралингвистических и нелингвистических элементов, включающих мимику и жесты, что может найти свое применение при исследовании модальности применительно к другим видам семиотически осложненных текстов.
Ключевые слова:
полимодальный текст, вербальный код, невербальный код, аудиальный и визуальный каналы, модальность, кинотекст, маркеры модальности.
Для цитирования:
Прасолова О.Д., Павлина С.Ю. Использование вербального и невербального кодов для создания модальности в кинематографическом тексте. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2022. № 3. С. 225–233.
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)