Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-162–171
Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»
Молнар Ангелика /
Резюме: В статье рассматриваются вопросы раздвоения духа и тела, а также двойственной реальности («интерпретации через медиа/ виртуальность») и зеркальности в книге Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи». Дело в том, что герои и «авторы» двух романов, составляющих книгу, живут словно в двух мирах, «как в компьютерных играх». В работе, таким образом, выявляется, как Сосновский понимает современный синдром жизни и вообще постмодернистское явление гиперреальности и симулякра. Автор статьи исследует, как герои превращаются одновременно в людей и автоматов, как их тело оказывается машиной, которая оживает, и только «доверием» можно преодолеть ненадежность такой действительности. Материалом для разбора, следовательно, послужила также проблематика инстабильности «реальности и фикции», а также «автора и героя». Фиктивный же автор, писатель романа глядит на якобы реальных существ, живых лиц, с одной стороны, как на своих героев, а с другой, как на электрический предмет, вещь («кафеварку»), сближая эти два несовместимых явления и понятия. В ходе анализа текста «Апокрифа Аглаи» раскрываются как сложное соотношение автора и героя – восстание творения против своего творца, так и постоянная критика вымысла и слова. Поэтизмы переписываются с научно-технической позиции, которая также деконструируется во имя права на поэтический язык. В этой же связи работа посвящена и анализу мотивной и метафорической презентации отношений мужских и женских героев. Изучение растительных, зооморфных компонентов, музыкальных элементов и артефактов, относящихся к рассматриваемым образам, приводит к обнаружению параллелизмов между разными частями книги, в которых сталкивается несколько прочтений одной и той же истории женщины и мужчины: кто является хищником, а кто жертвой; кто автоматом, а кто человеком; кто творцом, а кто творением? Дискурсивная многослойность, стилистические пласты, интертекстуальные отсылки (к примеру, Фаусту) и т.д. взаимодействуют и создают все новые интерпретационные линии в произведении. Фокус внимания автора статьи, однако, обращается в первую очередь к проблеме самообретения и самоосмысления, что не может осуществиться без рассказа с детализацией своей собственной истории. Подытоживая анализ, автор статьи делает вывод о необходимости словесного оформления, переложения рассказа в метафорическое письмо с целью освещения сложного характера и нового смысла вопросов, выдвинутых и обсуждаемых в книге Сосновского.
Ключевые слова: Ежи Сосновский, «Апокриф Аглаи», мотивы и метафоры, женщина и мужчина, растение и автомат, музыка и письмо, тело и душа, потеря самости и самоосмысление
Для цитирования: Молнар А. Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. C. 162–171
Язык: русский
ISBN 2619-029X (Online)