Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»

УДК 82-312.1
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-162–171

Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи»


Молнар Ангелика /

Получена: 28.07.2020 Принята: 17.08.2020 Опубликована онлайн: 25.09.2020

Резюме: В статье рассматриваются вопросы раздвоения духа и тела, а также двойственной реальности («интерпретации через медиа/ виртуальность») и зеркальности в книге Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи». Дело в том, что герои и «авторы» двух романов, составляющих книгу, живут словно в двух мирах, «как в компьютерных играх». В работе, таким образом, выявляется, как Сосновский понимает современный синдром жизни и вообще постмодернистское явление гиперреальности и симулякра. Автор статьи исследует, как герои превращаются одновременно в людей и автоматов, как их тело оказывается машиной, которая оживает, и только «доверием» можно преодолеть ненадежность такой действительности. Материалом для разбора, следовательно, послужила также проблематика инстабильности «реальности и фикции», а также «автора и героя». Фиктивный же автор, писатель романа глядит на якобы реальных существ, живых лиц, с одной стороны, как на своих героев, а с другой, как на электрический предмет, вещь («кафеварку»), сближая эти два несовместимых явления и понятия. В ходе анализа текста «Апокрифа Аглаи» раскрываются как сложное соотношение автора и героя – восстание творения против своего творца, так и постоянная критика вымысла и слова. Поэтизмы переписываются с научно-технической позиции, которая также деконструируется во имя права на поэтический язык. В этой же связи работа посвящена и анализу мотивной и метафорической презентации отношений мужских и женских героев. Изучение растительных, зооморфных компонентов, музыкальных элементов и артефактов, относящихся к рассматриваемым образам, приводит к обнаружению параллелизмов между разными частями книги, в которых сталкивается несколько прочтений одной и той же истории женщины и мужчины: кто является хищником, а кто жертвой; кто автоматом, а кто человеком; кто творцом, а кто творением? Дискурсивная многослойность, стилистические пласты, интертекстуальные отсылки (к примеру, Фаусту) и т.д. взаимодействуют и создают все новые интерпретационные линии в произведении. Фокус внимания автора статьи, однако, обращается в первую очередь к проблеме самообретения и самоосмысления, что не может осуществиться без рассказа с детализацией своей собственной истории. Подытоживая анализ, автор статьи делает вывод о необходимости словесного оформления, переложения рассказа в метафорическое письмо с целью освещения сложного характера и нового смысла вопросов, выдвинутых и обсуждаемых в книге Сосновского.

Ключевые слова: Ежи Сосновский, «Апокриф Аглаи», мотивы и метафоры, женщина и мужчина, растение и автомат, музыка и письмо, тело и душа, потеря самости и самоосмысление

Для цитирования: Молнар А. Автоматизация и оживление героев в романе Ежи Сосновского «Апокриф Аглаи». Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. C. 162–171

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх