Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
КОНЦЕПТОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИ

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции

УДК 81
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-3-64-71

Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции


Трубкина А. И. /

Получена: 29.07.2020 Принята: 12.08.2020 Опубликована онлайн: 25.09.2020

Резюме: Актуальность исследования определяется антропоцентризмом современной научной парадигмы лингвистики и необходимостью установления корреляций конституентов языкового сознания и объектов внешнего мира в структурировании и функционировании концептуальной метафоры в художественном тексте. Концептуальная метафора представляет собой ментальную топологическую проекцию взаимодействующих областей языкового сознания и окружающего мира. Цель статьи состоит в изучении функционально-прагматического потенциала метафорических моделей, построенных на основании концептуальной метафоры «Человек – Природа», в художественном тексте. Материалом исследования выступили художественные тексты романов И.С. Тургенева «Рудин», «Отцы и дети», «Дым», «Новь», содержащие репрезентативные метафорические микро- и макроконтексты. Комплекс методов исследования включает метод сплошной выборки, дедуктивно-индуктивный метод, концептуальный анализ, метод лингвистической интерпретации. Функции метафорических контекстов, основанием которых выступает концептуальная метафора «Человек – Природа», заключаются в возможности репрезентации внутреннего мира персонажей, их общекультурного потенциала, социального статуса и происхождения; употребление метафор в речи персонажей (внешней и внутренней) позволяет говорить об образном восприятии мира этими героями, об уровне их эмоциональности и лингвокреативности, т.к. метафоры выступают своего рода схемами мышления человека. Анализ реализации концептуальной метафоры «Человек – Природа» в художественном тексте позволяет обнаружить и описать приоритетные когнитивные структуры авторского языкового сознания и ценности, свойственные индивидуально-авторской картине мира. Перспективы исследования состоят в возможности выявления приоритетных концептуальных метафор в индивидуально-авторской картине мира на материале художественных текстов с целью выявления и описания доминант языкового сознания и ценностной картины мира конкретного автора.

Ключевые слова: концептуальная метафора, метафорическая модель, художественный текст, авторская интенция, семантическое пространство художественного текста, индивидуально-авторская картина мира, языковое сознание

Для цитирования: Трубкина А.И. Концептуальная метафора «Человек – Природа» в художественном тексте: прагматика и функции. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020. №3. С. 64–71

PDF (RUS)

Язык: русский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх