Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых»
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-180-186
Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых»
Шевченко Е.С. /
Резюме: В данной статье исследуются визуальные коды пьесы Введенского «Елка у Ивановых» (1938) и их влияние на характер художественной коммуникации. Отмечается, что изменение медиаландшафта эпохи в сторону преобладания визуальных или сочетающих изображение и слово медиа привело к созданию в литературе новых художественных миров при участии наивной живописи, житийной иконы, лубка, балагана, цирка, кинематографа, прежде находившихся на периферии или вне зоны эстетического восприятия. В ходе исследования устанавливается, что проблема создания новых художественных миров в авангардной драме также связана с привлечением других искусств. В статье отмечается, что в связи с отказом Введенского от традиций реалистической драмы и психологического театра происходит замещение плана выражения планом изображения. Композиция пьесы сравнивается с устройством житийной иконы с центральной частью в виде события смерти Сони Островой и обрамляющими его житийными клеймами в виде ремарочных картин. В абсурдном мире персонажей Введенского сакральное смешивается с профанным, что подтверждается смешением кода житийной иконы с кодом цирка и балагана, ведущим к эффекту огрубления традиционной культуры, выродившейся в пузыревых, островых, пестровых и няньку-убийцу Шметтерлинг. Делается вывод о том, что включение в литературный дискурс Введенского визуальных кодов иных художественных и нехудожественных систем приводит к возрастанию смысла пьесы и богатству ее интерпретаций.
Ключевые слова: авангардная драма, Введенский, символизация, интермедиальность, визуальные коды
Для цитирования: Шевченко Е.С. Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 180-186. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-180-186
Язык: английский
ISBN 2619-029X (Online)