Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых»
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых»

УДК 882
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2019-3-180-186

Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых»


Шевченко Е.С. /

Получена: 19.08.2019 Принята: 30.08.2019 Опубликована онлайн: 25.09.2019

Резюме: В данной статье исследуются визуальные коды пьесы Введенского «Елка у Ивановых» (1938) и их влияние на характер художественной коммуникации. Отмечается, что изменение медиаландшафта эпохи в сторону преобладания визуальных или сочетающих изображение и слово медиа привело к созданию в литературе новых художественных миров при участии наивной живописи, житийной иконы, лубка, балагана, цирка, кинематографа, прежде находившихся на периферии или вне зоны эстетического восприятия. В ходе исследования устанавливается, что проблема создания новых художественных миров в авангардной драме также связана с привлечением других искусств. В статье отмечается, что в связи с отказом Введенского от традиций реалистической драмы и психологического театра происходит замещение плана выражения планом изображения. Композиция пьесы сравнивается с устройством житийной иконы с центральной частью в виде события смерти Сони Островой и обрамляющими его житийными клеймами в виде ремарочных картин. В абсурдном мире персонажей Введенского сакральное смешивается с профанным, что подтверждается смешением кода житийной иконы с кодом цирка и балагана, ведущим к эффекту огрубления традиционной культуры, выродившейся в  пузыревых, островых, пестровых и няньку-убийцу Шметтерлинг. Делается вывод о том, что включение в литературный дискурс Введенского визуальных кодов иных художественных и нехудожественных систем приводит к возрастанию смысла пьесы и богатству ее интерпретаций.

Ключевые слова: авангардная драма, Введенский, символизация, интермедиальность, визуальные коды

Для цитирования: Шевченко Е.С. Визуальные коды пьесы А. Введенского «Елка у Ивановых» // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2019; 3: 180-186. DOI: 10.29025/2079-6021-2019-3-180-186

PDF (RUS)

Язык: английский




Возврат к списку

ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх