Ретрагированные статьи
Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики
Научный журнал
ISSN 2079-6021(Print)
ISBN 2619-029X(Online)
Выпуски

Готовятся к выходу тематические номера журнала:

Выпуск 1, 2024 г.:
«Глокальное пространство современной коммуникации»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Выпуск 2, 2024 г.:
«Интернет-лингвистика: системообразующие характеристики и языковой дизайн»

Прием статей – до 10 мая.
Выход номера – 25 июня.

Выпуск 3, 2024 г.:
«Дискурс. Нарратив. Текст»

Прием статей – до 10 августа.
Выход номера – 25 сентября.

Выпуск 4, 2024 г.:
«Aллегория. Метафора. Символ»

Прием статей – до 10 ноября.
Выход номера – 25 декабряя.

Выпуск 1, 2025 г.:
«Развитие лексической системы языка в XXI веке: слово в пространстве изменяющегося мира»

Прием статей – до 10 февраля.
Выход номера – 25 марта.

Индексирование

Ретрагированные статьи

УДК 81`22
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-18-31

Символичность, язык и медиальность

Авторы: Ларс Эллестрём


Получена: 20.01.2023 Принята: 09.02.2023 Опубликована онлайн: 25.03.2023

Резюме: Данная статья посвящена проблемам применимости понятия «символ» в различных системах кодирования в коммуникации. Отправной точкой исследования является понимание Чарльзом Сандерсом Пирсом символичности как значения, основанного на привычках. Цель исследования состоит в концептуализации медиальности как детерминированности смыслодеривации способом выражения в целом и анализе коммуникативного посредничества в аспекте символичности. Опираясь на мультимодальный взгляд на коммуникативное посредничество, автор предлагает системный обзор символичности в контексте человеческой коммуникации, структурированный на основе двух пересекающихся параметров: символов, ограниченных или широко распространенных в сообществе, и асистемных символов. На основании этого описывается роль культуры в процессе вербального означивания и языковая концептуализация как этап оформленности смысла (медиальность). Предлагается способ более детального описания сходств и различий языковых систем и их привязки к типам коммуникативного посредничества, в органичной взаимосвязи этих двух понятий. Производится анализ взаимозависимости языка и типа коммуникативного посредничества от типа лингвокультуры, что формирует область интермедиальности как эффективного переноса феноменов культуры в пространство языка. Результаты исследования способствуют более глубокому и многоаспектному пониманию символичности в целом и более прецизному описанию роли символичности в коммуникации, включая вербальный язык и пограничные полимодальные коды, включающие различные типы коммуникативного посредничества.

Ключевые слова: Чарльз Сандерс Пирс, интермедиальность, язык, типы коммуникативного посредничества, мультимодальность, семиотика, знаковые системы, символ.

Для цитирования: Ларс Эллестрём. Символичность, язык и медиальность. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2023. №1. C. 18–31. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-18-31.

For citation: Elleström, Lars. Symbolicity, Language, and Mediality. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2023, no 1, pp. 18–31. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2023-1-18-31 (In Russ.).

PDF (RUS)

Язык: русский


Об авторе:

Ларс Эллестрём
Университет Линнея, Векшё, 35195, Швеция;
ORCID ID: 0000-0002-8664-1970;
e-mail: lars.ellestrom@lnu.se


Список литературы:
1. Peirce Charles S. The collected papers of Charles S. Peirce, Vols. I-VIII. Cambridge: Harvard University Press; 1958. Available at: https://colorysemiotica.files.wordpress.com/2014/08/peirce-collectedpapers.pdf. Accessed in February 12, 2023.
2. Ellestrom Lars. Bridging the gap between image and metaphor through cross-modal iconicity: An interdisciplinary model. Dimensions of iconicity: Iconicity in language and literature. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins; 2017;15:167-190. Available at: https://benjamins.com/catalog/ill.15. Accessed in February 12, 2023.
3. Ellestrom Lars. Coherence and truthfulness in communication: Intracommunicational and extracommunicational indexicality. Semiotica 225(1/4). 2018:423-446. Available at: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/sem-2017-0001/html. Accessed in February 12, 2023.
4. Ellestrom Lars. Material and mental representation: Peirce adapted to the study of media and arts. The American Journal of Semiotics. 2014;30:83-138. Available at: https://www.pdcnet.org/ajs/content/ajs_2014_0030_41641_0083_0138. Accessed in February 12, 2023.
5. Fernandez Eliseo. Peircean habits and the life of symbols. Chinese Semiotic Studies. 2012;7: 203-215. Available at: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/css-2012-0014/html. Accessed in February 12, 2023.
6. Pharies David A, Charles S. Peirce and the linguistic sign. Amsterdam & Philadelphia: John Benjamins;1985. Available at: https://benjamins.com/catalog/fos.9. Accessed in February 12, 2023.
7. Saussure Ferdinand de. Course in general linguistics, Perry Meisel & Haun Saussy (eds.), Wade Baskin (trans.). New York: Columbia University Press; 2011(1916). Available at: http://cup.columbia.edu/book/course-in-general-linguistics/9780231157261. Accessed in February 12, 2023.
8. Noth Winfried. The criterion of habit in Peirce’s definitions of the symbol source. Transactions of the Charles S Peirce Society. 2010;46(1):82-93. Available at: https://www.researchgate.net/publication/236811344_The_Criterion_of_Habit_in_Peirce%27s_Definitions_.... Accessed in February 12, 2023.
9. Abdel-Raheem Ahmed. Do political cartoons and illustrations have their own specialized forms for warnings, threats, and the like? Speech acts in the nonverbal mode. Social Semiotics. 2020. https://doi.org/10.1080/10350330.2020.1777641.
10. Ellestrom Lars. The modalities of media II: An expanded model for understanding intermedial relations. Beyond media borders: Intermedial relations among multimodal media. 2020; 1:3-91. Basingstoke: Palgrave Macmillan. Available at: https://library.oapen.org/bitstream/id/bd6d3db0-1b75-4215-84bf-c637319be605/2021_Book_BeyondMediaBor.... Accessed in February 02, 2023.
11. Ding Ersu. Ubiquitous but arbitrary iconicity. Semiotica 200. 2014;1(4): 119-135. 
12. Hu Zhuanglin. The image iconicity in the Chinese language. Chinese Semiotic Studies 3. 2010:40-55.
13. Ellestrom Lars. A medium-centered model of communication. Semiotica. 2018;224(1/4):269-293. Available at: https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/css-2010-0106/html. Accessed in February 02, 2023.
14. Lotherington Heather. Language in digital motion: From ABCs to intermediality and why this matters for language learning. Beyond media borders: Intermedial relations among multimodal media. Basingstoke: Palgrave Macmillan; 2020;1: 217-238. Available at: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-49679-1_7. Accessed in February 02, 2023.


Количество показов: 403

Возврат к списку



Мы публикуем исследования в области русской и зарубежной филологии и сферы преподавания филологических дисциплин. Мы рекомендуем авторам внимательно прочитать содержание нашего журнала, правила подачи заявок и заявления о злоупотреблениях. Оригинальным статьям и исследованиям, разрабатывающим новые теоретические вопросы, отдается предпочтение. Такие работы всегда цитируются, а цитирование ваших работ отражает ваш статус как исследователя.
ISSN 2079-6021 (Print)
ISBN 2619-029X (Online)
^ Наверх