Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2020-1-22-30
Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой
Борботько Л.А. / Вишневская Е.М. /
Резюме: В статье рассматриваются тексты пьес, понимаемые как составные элементы театрального дискурса. Обуславливается одновременно семантический и прагматический потенциал театральных текстов как результат взаимодействия и взаимодополнения элементов пьесы, функционирующих в рамках различных механизмов адресации. Подобная дуалистичность находит отражение в соотношении авторского метатекста с персонажным текстом. Если последний отражает сюжетное наполнение пьесы и адресован зрительской аудитории, функционал авторского метатекста распространяется на профессионального читателя – дискурсивное экспертное сообщество, составляемое режиссёром-постановщиком, первым из профессиональных адресатов воспринимающим информационное сообщение, и театральной труппой, которая выступает передатчиком между драматургом (театр драматурга) / режиссёром (театр режиссёра) и зрителем. Предлагается типология сценических указаний, предназначенных для использования профессиональным читателем в процессе театральной адаптации пьес.
Ключевые слова: театральный дискурс, пьеса, сценическое указание, авторский метатекст, ремарка, дидаскалия
Для цитирования: Борботько Л.А., Вишневская Е.М. Пьеса как составляющая театрального дискурса: между семантикой и прагматикой// Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2020; 1: 22-30. DOI: 10.29025/2079-6021-2020-1-22-30
Язык: русский
Количество показов: 723
Мы публикуем исследования в области русской и зарубежной филологии и сферы преподавания филологических дисциплин. Мы рекомендуем авторам внимательно прочитать содержание нашего журнала, правила подачи заявок и заявления о злоупотреблениях. Оригинальным статьям и исследованиям, разрабатывающим новые теоретические вопросы, отдается предпочтение. Такие работы всегда цитируются, а цитирование ваших работ отражает ваш статус как исследователя.
ISBN 2619-029X (Online)