Содержание номера
DOI: https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-154-166
Интертитры в коротких видео в современной интернет-коммуникации
Резюме:
Статья посвящена изучению актуальных проблем интернет-коммуникации, связанных с видеоформатом представления информации и интертитрами. Целью работы является изучение интертитров в коротких видео в современной интернет-коммуникации. Данная цель достигается путем использования комплекса методов: лексико-стилистического анализа, грамматико-стилистического анализа, лингвосемиотического анализа, элементов контент-анализа и дискурсивного анализа, диахронического анализа, интерпретативного анализа. В статье предложена и подтверждена гипотеза о возвращении интертитров в структуру контента коротких видео на примере публикаций сервисов TikTok, «ВКонтакте», Telegram и др.. Доказана тенденция к уменьшению продолжительности видеоконтента, вызванная снижением способности общества к критической оценке и анализу, фрагментарностью и отрывочностью восприятия информации. Новизна состоит в установлении того факта, что при одинаковых ролях в видеоконтенте современные интертитры отличаются от интертитров немого кино: (а) расположением (современные интертитры размещаются внутри сцены, а не между сценами); (б) осознанным отказом от закадрового текста (в случае с немым кино соединение озвучки и видеоряда было невозможным, в современном видеоконтенте звук осознанно исключается, предоставляя возможность просмотра видео в режиме «без звука»). Из-за ограничения времени и ускоренного темпа жизни адресат (зритель) зачастую не может включить звуковое сопровождение видеороликов, в то время как смартфон с данным контентом является его постоянным спутником: просмотр исследуемых форматов видео может проходить в неприспособленных для их полноценного восприятия местах (в транспорте, в очередях, на собраниях и т.д.) – там, где посторонний звук будет создавать неудобства для окружающих. Работа вносит вклад в развитие дискурсивной лингвистики, медиалингвистики, интернет-лингвистики, лингвосемиотики, полезна в практической деятельности журналистов, редакторов, филологов, специалистов по связям с общественностью. В статье определена перспектива для исследователей медиадискурса и психолингвистических зависимостей, поскольку вынужденная компрессия кинотекста в начале XX века побудила общество развивать технические возможности для становления качественного полнометражного кино с современным звуковым и текстовым оформлением, которое стало привычным для адресата в начале XXI века. При этом ускоряющийся темп жизни в информационных потоках возвращает обществу потребность компрессии информации, подобно той, что была в начале XX века, возвращая зрителя де-факто в эру немого кино.
Ключевые слова: титры, интертитры, немое кино, видеоконтент, интернет-коммуникация, TikTok, ВКонтакте, Shorts, Reels.
Для цитирования: Доронина И.М., Желтухина М.Р. Интертитры в коротких видео в современной интернет-коммуникации. Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2024. №2. С. 154–166. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-154-166.
For citation:
Doronina I.M., Zheltukhina M.R. Intertitles in short videos in modern Internet communication. Current Issues in Philology and Pedagogical Linguistics. 2024, no 2, pp. 154–166. https://doi.org/10.29025/2079-6021-2024-2-154-166 (In Russ.).
Язык: русский
Об авторе:
Доронина И.М.1, Желтухина М.Р.2*
1Национальный исследовательский университет
«Московский институт электронной техники»;
124498, Российская Федерация, Москва, Зеленоград, Площадь Шокина, 1;
2Пятигорский государственный университет;
357532, Российская Федерация, Пятигорск, проспект Калинина, 9;
1ORCID ID: 0009-0004-7326-8064;
2ORCID ID: 0000-0001-7680-4003;
2Web of Science Researcher ID: A-7301-2015;
2Scopus Author ID: 56669701900;
*e-mail: zzmr@mail.ru
Список литературы:
1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004; 390. Доступно по: https://books.google.ru/books?id=OWwbAQAAIAAJ& dq=editions:HARVARDHXKKPI&hl=ru. Ссылка активна на 27.03.2024.
2. Karpovskaya N.V., Shiryaeva O.V., Zheltukhina M.R. Stylistic means of headline creating in the information-analytical media text: pragmasemantic aspect of metaphor. XLinguae. 2022;12(4):173-182. Доступно по: http://dx.doi.org/10. /xl.2019.12.04.15. Ссылка активна на 25.03.2024.
3. Zheltukhina M.R., Krasavsky N.A., Pavlov P.V., Ponomarenko E.B., Aleshchanova I.V. Political Facebook posts using ideological symbols for media image designing of Russia as enemy. International Journal of Environmental and Science Education. 2016;11(18):12005-120013. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/312417996_Political_facebook_posts_using_ideological_symbol.... Ссылка активна на 22.03.2024.
4. Zheltukhina M.R., Mouzykant V.L., Barabash V.V., Ponomarenko E.B., Morozova, E. V., Mori, S. Russian and Japanese Younger Generations in Search for a New Media Product. Man In India. 2017; 97(3):223-236. Доступно по: https://www.researchgate.net/publication/316215652_Russian_and_Japanese_younger_generations_in_searc.... Ссылка активна на 12.03.2024.
5. Токарь О.В., Боханко Т.П. Шрифтовой дизайн титров советских художественных фильмов. Всероссийский журнал научных публикаций. 2011;5:38-40.
6. Чулюскина Т.Н. Титры как основной жанр дизайн-анимации – история, язык, техники титров. История титров как история икон поп-культуры. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2011;1:193-200.
7. Сурикова Т.И. Бегущая строка на телеэкране и культура медиаречи. Медиаскоп. 2017;2. Доступно по: http://www.mediascope.ru/2323. Ссылка активна на 11.04.2024.
8. Böhnke A., Hüser R., Stanitzek G. Das Buch zum Vorspann. “The Title is a Shot”. Berlin: Vorwerk 8, 2006;184. ISBN 9783930916726.
9. Stanitzek G., Aplevich N. Reading the Title Sequence (Vorspann, Générique). Cinema Journal. 2009;48(4):44-58. Доступно по: https://doi.org/10.1353/cj.0.0142. Ссылка активна на 19.04.2024.
10. Stanitzek G. Schrift im Film (Vorspann): Was ist das Problem? Zeitschrift für Literaturwissenschaft und Linguistik. 2006;36:88-111. Доступно по: https://doi.org/10.1007/BF03379534. Ссылка активна на 19.04.2024.
11. Zons A. «Thank You for Reading the Credits» Anmerkungen zur filmischen Danksagung. In: Bunia R., Zons A., Binczek N., Dembeck T. Dank sagen: Politik, Semantik und Poetik der Verbindlichkeit. Paderborn: Wilhelm Fink, 2013:171-184. Доступно по: https://doi.org/10.30965/9783846756690_015. Ссылка активна на 18.04.2024.
12. Доронина И.М. К вопросу об определении понятия «видеоконтент»: номинация и корреляция со смежными понятиями. Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2020;3(39):153-159. Доступно по: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-opredelenii-ponyatiya-videokontent-nominatsiya-i-korr.... Ссылка активна на 18.04.2024.
13. Онацкая О.И. Из истории русской орфографии. Дефис в «Словаре Академии Российской». Русский язык в научном освещении. 2004;2(8):136-145. Доступно по: https://rjano.ruslang.ru/ru/archive/2004-2/136-145. Ссылка активна на 16.04.2024.
14. Зайченко С.С. Семиотические свойства художественного кинодискурса. Основные проблемы гуманитарных наук: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции, Волгоград, 10 октября 2015 года. Том II. Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки, 2015: 90-95.
15. Доронина И.М. Креолизация в коммуникативном пространстве: телевизионные титры. Коммуникативные технологии в образовании, бизнесе, политике и праве: проблемы и перспективы реализации в современной цифровой среде: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. (Волгоград, 06–08 дек. 2018) / отв. ред. М. Р. Желтухина. Волгоград: ВГСПУ «Перемена», 2019:276-278.
16. Канеман Д. Думай медленно… решай быстро / пер. с англ. А. Андреева [и др.]. М.: АСТ, 2020; 653.
17. Newman N. How publishers are learning to create and distribute news on TikTok. Reuters Institute for the Study of Journalism. 2022. Доступно по: https://ora.ox.ac.uk/objects/uuid:a2121c08-e16d-4bf9-bbe7-18f34ceaa64e/download_file?file_format=app... Ссылка активна на 22.01.2024.
18. Tameryan T.Yu., Zheltukhina M.R., Sidorova I.G., Shishkina E.V. Stereotype Component in the Structure of Ethnocultural Archetype (on Internet-Blogs). The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019;200:1716-1722. Доступно по: https://dx.doi.org/10.15405/epsbs.2019. 03.02.200. Ссылка активна на 1.04.2024.
19. Ежемесячная аудитория ВКонтакте впервые превысила 100 млн пользователей. Пресс-служба ВКонтакте. Доступно по: https://vk.com/press/records-mau. Ссылка активна на 13.04.2024.
20. Гавриш А.Д. Философия массовой коммуникации и современное медиапространство. История науки: ключевые слова: сб. статей участников VII Межвуз. науч.-практ. конф. аспирантов (Москва, 28 окт. 2019). М.: Моск. гор.й пед. ун-т, 2020:98-106.
Количество показов: 106
ISBN 2619-029X (Online)